Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XXV Глава третья "Так может быть это старое триединство Исти­ ны, Добра и Красоты - не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? А. И. Солженицын, "Нобелевская лекция". Итак, произнося слово "культура" без добавлений, нам следует со­ гласно традиции иметь в виду культуру духовную, включающую в себя язык, обычаи и нравы, верования, литературу и т. п. Это культура по преимуществу, как заявляет авторитетный словарь. Однако в этом обширном духовном хозяйстве довольно легко об­ наруживается некий светящийся центр, а именно - религия, или, ина­ че говоря, господствующая система взглядов и представлений. Никто иной как она наполняет своим содержанием язык общества, форми­ рует обычаи и нравы, накладывает неизгладимый отпечаток на лите­ ратуру и прочие искусства, а также сказывается на собственно обще­ ственной культуре (законах, установлениях) и даже на культуре мате­ риальной. Господствующая система взглядов - это как бы душа всей культуры, ключ к пониманию жизни общества. Но заглянув в душу любой культуры, мы так или иначе встретимся с триадой истины, добра и красоты. Человечество в лице своих наи­ более проницательных мыслителей издревле училось и сейчас все еще учится отделять истинное от ошибочного, прекрасное от безоб­ разного, доброе от злого, то есть пытается определить существо ис­ тины, добра и красоты. Это основные, координатные проблемы рели­ гии и философии: они подобно трехосной системе пространственных координат охватывают все пространство духовной культуры. Каждое развитое религиозное или философское построение, претендующее на полноту, не обойдет вниманием ни этику, ни эстетику, ни теорию познания, а они как раз и есть "добро", "красота" и "истина" (вернее, представления философа о них), прикрытые учеными мантиями. Три основные работы Иммануила Канта, например, так прямо и располо­ жены по координатным осям культуры. "Критика чистого разума" по­ священа нашим возможностям в деле прояснения истины,"Критика практического разума" трактует вопросы этики, а "Критика способно­ сти суждения" излагает учение о красоте и целесообразности. Рус­ ский философ Владимир Соловьев мог бы стать еще более ярким иллюстратором координатной системы культуры, потому что после большой теоретической работы "Оправдание добра" готовил "Оправ­ дание истины" и задумывал "Оправдание красоты". Он же работал и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz