Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

XXIV Владимир Семенов культуры. И, увы, эту проблему Министерство культуры вместе со всеми своими подопечными решить не в состоянии, хоть их озолоти. Культура общества растет на ниве народного просвещения.Но нынче страдает и она. Страдает вся наша культура в целом, в цель­ ном, традиционном значении этого слова. Причин тому много. Есть очевидные, подающие сигналы о помощи, но есть и не раскрытые еще. Мы затронули, пожалуй, самую корневую. Из духовной культуры выделена сравнительно небольшая, не­ главная часть, и ей незаконно присвоено имя целого организма. Вме­ сте с тем и остальное тело культуры оказалось разорванным на ве­ домственные, почти не сообщающиеся между собой органы, и это страшно навредило и все еще безостановочно вредит нашей стра­ не. Просвещение, наука, церковь, художественно-артистическая жизнь не знают и не слышат друг друга, и страдают порознь, не в силах поправить положение дел ни в своем обособленном заведо­ вании, ни тем более в целом организме, о котором мы, как видно, и представление потеряли. Разрыв культуры особенно сказался на состоянии просвещения. Искусство, церковь и наука, отторгнутые от нивы просвещения, от основного органа воспроизводства духовной культуры, лишили шко­ лу необходимого этического, эстетического и научного питания, без чего культурные всходы просто немыслимы. Дети должны воспиты­ ваться добром, но место религии по сию пору остается вакантным. Дети должны воспитываться красотой, но серьезное искусство не свя­ зано со школой, а редкие неквалифицированные уроки пения и ри­ сования ближе безобразию, нежели красоте. Детям должен приви­ ваться вкус к истине, к самостоятельному поиску ее, но школа не умеет этого делать. Оставляя в небрежении чувства, волю, мышле­ ние ребенка, нагружая только память, наша система просвещения уже в начальных классах уничтожает естественный младенческий интерес к школе, отдает воспитание на откуп улице, где воспитатель найдется быстро, но воспитает так, что вскоре мы уже вынуждены в целях самозащиты браться за перевоспитание; не направив, упира­ емся в необходимость исправления; не посадив культурного расте­ ния, пытаемся бороться с сорняками. Но в такой борьбе, сами пони­ маете, стойкого успеха быть не может. Надо ли говорить, что отрыв от просвещения неминуемо сказы­ вается и на состоянии самого искусства, и на институтах милосер­ дия, и на научно-техническом росте общества, и, как общий резуль­ тат, на благосостоянии нации в целом. За примерами путешествовать не приходится. Культура, разъятая на части, неминуемо гибнет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz