Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XXIV Владимир Семенов культуры. И, увы, эту проблему Министерство культуры вместе со всеми своими подопечными решить не в состоянии, хоть их озолоти. Культура общества растет на ниве народного просвещения.Но нынче страдает и она. Страдает вся наша культура в целом, в цель ном, традиционном значении этого слова. Причин тому много. Есть очевидные, подающие сигналы о помощи, но есть и не раскрытые еще. Мы затронули, пожалуй, самую корневую. Из духовной культуры выделена сравнительно небольшая, не главная часть, и ей незаконно присвоено имя целого организма. Вме сте с тем и остальное тело культуры оказалось разорванным на ве домственные, почти не сообщающиеся между собой органы, и это страшно навредило и все еще безостановочно вредит нашей стра не. Просвещение, наука, церковь, художественно-артистическая жизнь не знают и не слышат друг друга, и страдают порознь, не в силах поправить положение дел ни в своем обособленном заведо вании, ни тем более в целом организме, о котором мы, как видно, и представление потеряли. Разрыв культуры особенно сказался на состоянии просвещения. Искусство, церковь и наука, отторгнутые от нивы просвещения, от основного органа воспроизводства духовной культуры, лишили шко лу необходимого этического, эстетического и научного питания, без чего культурные всходы просто немыслимы. Дети должны воспиты ваться добром, но место религии по сию пору остается вакантным. Дети должны воспитываться красотой, но серьезное искусство не свя зано со школой, а редкие неквалифицированные уроки пения и ри сования ближе безобразию, нежели красоте. Детям должен приви ваться вкус к истине, к самостоятельному поиску ее, но школа не умеет этого делать. Оставляя в небрежении чувства, волю, мышле ние ребенка, нагружая только память, наша система просвещения уже в начальных классах уничтожает естественный младенческий интерес к школе, отдает воспитание на откуп улице, где воспитатель найдется быстро, но воспитает так, что вскоре мы уже вынуждены в целях самозащиты браться за перевоспитание; не направив, упира емся в необходимость исправления; не посадив культурного расте ния, пытаемся бороться с сорняками. Но в такой борьбе, сами пони маете, стойкого успеха быть не может. Надо ли говорить, что отрыв от просвещения неминуемо сказы вается и на состоянии самого искусства, и на институтах милосер дия, и на научно-техническом росте общества, и, как общий резуль тат, на благосостоянии нации в целом. За примерами путешествовать не приходится. Культура, разъятая на части, неминуемо гибнет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz