Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

XX Владимир Семенов собности на ветке нашего стремления к благополучию. Вместо почки любви к ближнему, при подходящих условиях, при подходящем окру­ жении, готова пробудиться и расцвесть почка ненависти, чтобы пре­ вратиться затем в сук мизантропии. Такая способность в нас тоже имеется. Я пишу это вовсе не затем чтобы умалить достижения Швейце­ ра, всей судьбой своей продемонстрировавшего жизненность этики "благоговения перед жизнью". Низкий поклон и Швейцеру, и Фромму, и Толстому, и иже с ними, и особенно христианским праведникам и проповедникам, и вообще христианству, провозгласившему любовь вершиной и даже причиной мироздания: "Бог есть любовь". Но по­ клоняясь всем проповедникам любви, мы тем более должны попы­ таться разобраться в ее сущности, проследить пути ее возникнове­ ния в человеческой душе. Если наше-счастье, как мы решили, з а ­ к о н н о основано на любви, то должны существовать и объективные, проходимые для всех пути к нашему законному счастью. Давайте по­ пробуем найти их. Начнем казалось бь; издалека. Определим, что мы будем иметь в виду, произнося слово "культура". В последние годы я уже не до­ вольствуюсь своим обиходным, приобретенным в семье и школе, по­ ниманием слов, а постепенно привыкаю соотносить его с дореволю­ ционным значением тех же самых слов и выражений. Успехи мои в восстановлении связи времен может и невелики, но занятие это не­ сомненно полезное, питательное для ума и для чувства. Толковый словарь В. И. Даля законсервировал российское крестьянское миро- видение, то есть приправленное соками язычества христианское ми­ ровоззрение огромного народного большинства. Но кроме Даля мне удалось приобрести и "Брокгауза" - многотомную энциклопедию, ко­ торой перед революцией пользовались интеллектуалы всех направ­ лений. Чрезвычайно любопытно и поучительно: зачерпнуть из пра­ вославной сокровищницы Даля, затем справиться о значении того же слова у европейски просвещенного "Брокгауза", и в результате осознать, прочувствовать, чем оно обернулось, докатившись до нас, грешных... В российское употребление слово "культура" пришло по немец- ко-французским мосткам, и вплоть до революции циркулировало ис­ ключительно в образованных и околообразованных слоях общества; в православную толщу не проникало. Даль упоминает "культуру" по­ ходя, это не его слово, не его епархии жительница. "Культура" в да- левском словаре имеет преимущественно сельскохозяйственный уклон, объясняется как "обработка и уход, возделывание, возделка",

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz