Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий XIX "Культура и этика", где Швейцер убедительно критикует современ ную ему цивилизацию, оторвавшуюся от нравственных основ, и раз рабатывает собственную "этику благоговения перед жизнью", объем лющую "все, что можно назвать любовью, преданностью, сопережи ванием в горе и в радости...". Но опять же, спросим мы, откуда зач нется в человеке это благоговение? Швейцер считает, что оно спо собно и должно развиться из нашего прирожденного стремления к идеалу, к совершенству, из осознанного приобщения к некой таин ственной универсальной воле к жизни. Но позвольте усомниться в прирожденности наших стремлений к идеалу, поскольку человечес кие идеалы есть продукт культуры, а она никак не может быть при рожденной. Скорее всего, Швейцер свое собственное стремление к совершенству, к определенным иделам, с младенческих лет приви тое ему воспитанием в семье пастора, принял за прирожденное, и приписал свои чувства всему человечеству и даже всему живому. На самом деле прирожденными в человеке, по-моему, можно считать лишь стремление к счастью - поначалу в виде вполне животного бла гополучия - и стремление к познанию, к освоению мира. Все осталь ные наши стремления и пред почтения даны нам в форме дремлющих способностей, ко торые вроде почек расположе ны на двух ветках наших при рожденных стремлений, и поч ки эти надо еще спровоциро вать к раскрытию и расцвету. В нас нет даже прирожденного стремления к прямохождению, что и доказано реальными, а не вымышленными маугли. Спо собности, да, есть. Уже при рождении и даже до. Но прояв ляются они только с помощью родителей,воспитателей,толь ко в человеческом окружении. Тем паче стремление к обще ственно полезным идеалам. Оно даже и в человеческом ок ружении не всегда сумеет на брать в человеке силу - так и останется спящей почкой спо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz