Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

XVI Владимир Семенов стица блага общества, потому что наши творческие потребности не уменьшают, а увеличивают общественное богатство; не присваива­ ют, а производят. Человеку творческому не приходится преодолевать или как-то настраивать себя, чтобы принести пользу обществу, не приходится метаться между личными и общественными интереса­ ми: на третьем этаже наших способностей-потребностей личный и общественный интересы естественным образом совпадают. Если, ко­ нечно, они не разойдутся по этическим соображениям индивида. Но это - разговор особый. Отсюда любопытно взглянуть на печальную пока судьбу комму­ нистического уравнения: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". После краха реальных комунистических государств уравнение это в очередной раз отставлено за неразрешимостью: счи­ тается, что всем по потребностям все равно никогда не хватит, сколько свои способности ни надрывай. Оно и верно, но верно для наших способностей второго этажа, для бесчеловечных порядков, где на хлеб зарабатывают с отвращением. Если же подставить в уравне­ ние те значения, о которых мы только что говорили, оно становится практическим тождеством, и не где-то в запредельном коммунисти­ ческом далеке, а в обозримом будущем, и даже в нашем греховном, болезненном настоящем, потому что уравнение это решается не в канцелярии всесоюзного или всероссийского распределителя, а в душе каждого отдельного человека. Счет может быть верен только в расчете на личность. Если ребенок за время школьного воспитания, пока в нем еще не изжито творческое стремление к освоению мира, пока личность не захламлена, не заколочена крест-накрест досками взрослой рутин­ ной жизни, найдет себе занятие по сердцу, - считай, что он сделал решающий шаг не только к своему счастью, но и к общественному идеалу социальной справедливости. Считай, что и общество, если оно инициировало творческие способности школьника и дало ему возможность дальнейшей специализации, дальнейшего самосовер­ шенствования, приблизилось к тому же идеалу на одну человечес­ кую личность, сделало пусть маленький, но верный шажок к своему благополучию, то есть туда, где каждый трудится по своим высшим способностям, и таким образом удовлетворяет свои основные, веду­ щие потребности, совпадающие с потребностями общества. Обще­ ственный идеал, сомкнувшийся с личными идеалами, становится до­ стижимым. Цель вернее всего достигается, становясь средством своего дос­ тижения. Воспитывая в детях высшие способности, мы как раз бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz