Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий XIII Академик П. Л. Капица рассказал о Карле Штейнмеце, идейном руководителе исследовательских и конструкторских работ в лабора­ ториях "Дженерал Электрик". Штейнмеца вообще не интересовал за­ работок, и денег он не получал, умудряясь жить в Соединенных Шта­ тах почти по-коммунистически, то есть брал вещи в магазинах по мере надобности, а компания оплачивала присланные магазинами счета. В выигрыше были обе стороны, всяк по-своему: "Дженерал Элект­ рик" экономила на содержании талантливого ученого, имевшего скромные привычки, а Штейнмец тратил минимум времени и усилий на удовлетворение материальных потребностей. Фигура Штейнмеца выглядит курьезной в эпоху чистогана, но без­ различие к материальному богатству даже и теперь встречается до­ вольно часто, гораздо чаще, чем нам представляется. Для людей, всерьез захваченных творческой потребностью, деньги и сегодня иг­ рают лишь подсобную роль в расчетах с миропорядком. Способность- потребность к созиданию, словно два огромных крыла, крепнущих с каждым взмахом, переносят человека в новую - нормальную по моим понятиям - систему ценностей, где перед всеми прежними ощуще­ ниями начинает выступать властное ощущение крыльев. Творец на­ ходит основное жизненное удовлетворение в процессе созидания, а не в денежном выражении результата. Деньги ему, известное дело, нужны, и удобства нужны, но не столько за работу ему нужны день­ ги, сколько для работы. Ему нужна возможность развиваться, тянуть­ ся к максимуму своих способностей - такова теперь его ведущая по­ требность. При счастливо складывающихся отношениях между спо­ собностью и потребностью счастлив и творец: здесь копится глав­ ное его богатство, и здесь же согласно с евангельской заповедью скорбит и радуется сердце человека. Конечно, я привожу здесь творца как бы в чистом виде, в идеале. На самом деле между творческой захваченностью и потребительс­ кой умеренностью нет жесткой связи. Но ведь в духовной сфере и вообще нет причинно-следственных связей жесткого типа, подобных механическим, где нажимаешь на рычаг, и по этой причине что-то перемещается в заданных пределах. В духовной жизни причина со­ единяется со следствием посредством влияния, предпочтения; здесь причина, проникая в атмосферу человеческого самочувствия, меня­ ет состав атмосферы и тем влияет на принятие решений. Здесь дос­ таточно степеней свободы, чтобы человек не был рабом обстоя­ тельств, но связь между причиной и следствием все-таки есть, она неуничтожима, и чем значительнее причина, тем она влиятельнее. И мы нисколько не преувеличим, сочтя творческую пару "способность-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz