Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
Homo Amans - Человек любящий IX статейны и не влияют на результаты опросов. Там мы услышим ответы почти однообразные (меняющие форму, а по сути стянутые в две маг нетические точки): любимый человек и любимая работа. Магниты мо гут меняться местами, соперничая друг с другом, но притягательность обоих неизменна. Две любвиж близкому человеку (шире - семье1) и к повседневному труду - вот два кита, на которых по преобладающему народному разумению покоится и пульсирует счастьем жизнь челове ка. О третьем ките - о любви к миру, к Богу (попробую договориться и с верующим и с нетеистом) - опрашиваемые заговаривают редко. Воз можно, потому что впитали ее вместе с молоком матери, и любовь к Божьему миру естественна для них, как сама речь, - тогда зачем о ней и заговаривать. Возможно, считают это чувство слишком интимным для обнаро дования. Однако большинство, пожалуй, молчит по другим причинам. Одни не верят, другие не знают и даже не догадываются, что без тре тьего - целеполагающего и направляющего - чувства для счастли вой жизни нет достаточных оснований. Без него наша любовь-страсть к себе подобному зашорена эгоизмом. Без любви к миру и наша лю бовь к работе слепа и глуха, и оба наших кита, хоть порознь, хоть совместно, а в итоге могут заглубить нас в пучину, в несчастье, сами не желая того. Счастливого человека можно, мне кажется, сравнить с воднолыж ником, буксируемым любовью к Божьему миру. Потеря или изначаль ное отсутствие одной из лыж (скажем, любимой работы) в этом случае еще не катастрофа: спортсмены выезжают и на одной. Даже потеряв и вторую, мы возможно сумеем удержаться на ногах, скользить на пят ках, подтягиваться к буксировщику. Но выпустив из рук трос, неминуе мо погружаемся и барахтаемся: обе лыжи теряют смысл. Полнота же человеческого счастья обеспечивается взаимодействием всех трех видов, трех ипостасей любви: к близким, к призванию, к неповторимо му Божьему миру. Это крылья и сердце нашего счастья; это чувства, не только позволяющие нам минутами парить в поднебесье, но и де лающие нашу земную повседневную жизнь бесценной, священной величиной2. Я вижу как минимум два подтверждения законности на ших притязаний на такое счастье, то есть человек, как мне думается, именно для такого счастья и создан. ' “Верьте, далее семейства счастье ходить не умеет", - писал Афанасий Фет своему дру гу Льву Толстому. Наверное, потому так писал, что и свою любимую поэтическую работу, при носящую счастье, тоже считал делом домашним, семейным. 2 Ценное замечание Л. Н. Толстого: "Нет успокоения ни тому, кто живет для мирских це лей среди людей, ни тому, кто живет для духовных целей один. Успокоение получает только тот, кто живет для служения Богу среди людей".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz