Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

VIII Владимир Семенов ствия, благополучия в смысле земного блаженства.Хотя опять же жиз­ ни "без горя, смут и тревог", нужно заранее себя предупредить, ни у кого не получится. Куда, на какие задворки сознания мы отодвинем, увы, неизбежную смерть своих родителей, чтобы она не стала горем? К тому же состояние душевной смуты, не говоря уже о тревоге, столь же естественно для человека, сколь и озарение счастьем. Человек со­ здан для тревоги, для смятения едва ли не столько же, сколько для счастья. И если чередование дня и ночи похоже на дыхание Земли, то чередование тревоги и счастливого разрешения, облегчения - это как бы здоровое дыхание психики человека, без чего развитие и существо­ вание непременно задыхаются. А про нормально дышащую психику в том же народе сказано: "Живешь - и жить хочется". Вот и еще одно определение счастливой жизни. Ненаучное, просторечное, но точное. Значительно более точное, чем энциклопедическая коллективная фи­ лософская мудрость, характеризующая счастье как "абсолютное от­ сутствие желаний". Уж больно такое "счастье" похоже на пресыщение, на несчастье, на смертный приговор счастью. Если нечего желать, зна­ чит - нечем, значит погибла душа человеческая.Так изначально счита­ ла и не переиначивала европейская культура - активная, ищущая, ж е ­ л а ю щ а я по сути своей. "Остановись, мгновение! Ты прекрасно...", - восклицает европеец в эпицентре счастья. Зная о быстротечности сла­ достного мига, он страстно желает его продлить. Идеал ” абсолютного отсутствия желаний" - не его идеал, а, скорее, восточная нирвана, выс­ шая степень отрешенности, отказа от всех земных стремлений, совпа­ дение с безличным Абсолютом. Но разве нирвану можно создать "пу­ тем разумного и совместного действия"? В нирвану (впрочем, как и в счастье западного толка) впадают поштучно, индивидуально. Так что новейшая философская энциклопедия (правда, краткая), пытаясь на­ верное угодить "и нашим, и вашим", удовлетворить одновременно и Запад, и Восток, механически складывает оба идеала, и тем вводит в заблуждение своего пользователя. Итак, мы определяем счастливую жизнь как проникнутую момента­ ми счастья, не свободную конечно от горестей и тревог, но в целом, по нашему собственному ощущению, благополучную, благоденствующую, наполненную смыслом и светом. Зададимся следующим вопросом: где такую жизнь отыскать? Самое интересное, что ее местоположение известно. Во всяком случае, несмотря на чудовищную разноголосицу мнений, большинство людей связывает возможность счастливой жизни всего с двумя ценно­ стями. Это особенно заметно в странах относительно высокого жиз­ ненного стандарта, где проблемы жилья, еды, одежды уже не перво-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz