Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
VIII Владимир Семенов ствия, благополучия в смысле земного блаженства.Хотя опять же жиз ни "без горя, смут и тревог", нужно заранее себя предупредить, ни у кого не получится. Куда, на какие задворки сознания мы отодвинем, увы, неизбежную смерть своих родителей, чтобы она не стала горем? К тому же состояние душевной смуты, не говоря уже о тревоге, столь же естественно для человека, сколь и озарение счастьем. Человек со здан для тревоги, для смятения едва ли не столько же, сколько для счастья. И если чередование дня и ночи похоже на дыхание Земли, то чередование тревоги и счастливого разрешения, облегчения - это как бы здоровое дыхание психики человека, без чего развитие и существо вание непременно задыхаются. А про нормально дышащую психику в том же народе сказано: "Живешь - и жить хочется". Вот и еще одно определение счастливой жизни. Ненаучное, просторечное, но точное. Значительно более точное, чем энциклопедическая коллективная фи лософская мудрость, характеризующая счастье как "абсолютное от сутствие желаний". Уж больно такое "счастье" похоже на пресыщение, на несчастье, на смертный приговор счастью. Если нечего желать, зна чит - нечем, значит погибла душа человеческая.Так изначально счита ла и не переиначивала европейская культура - активная, ищущая, ж е л а ю щ а я по сути своей. "Остановись, мгновение! Ты прекрасно...", - восклицает европеец в эпицентре счастья. Зная о быстротечности сла достного мига, он страстно желает его продлить. Идеал ” абсолютного отсутствия желаний" - не его идеал, а, скорее, восточная нирвана, выс шая степень отрешенности, отказа от всех земных стремлений, совпа дение с безличным Абсолютом. Но разве нирвану можно создать "пу тем разумного и совместного действия"? В нирвану (впрочем, как и в счастье западного толка) впадают поштучно, индивидуально. Так что новейшая философская энциклопедия (правда, краткая), пытаясь на верное угодить "и нашим, и вашим", удовлетворить одновременно и Запад, и Восток, механически складывает оба идеала, и тем вводит в заблуждение своего пользователя. Итак, мы определяем счастливую жизнь как проникнутую момента ми счастья, не свободную конечно от горестей и тревог, но в целом, по нашему собственному ощущению, благополучную, благоденствующую, наполненную смыслом и светом. Зададимся следующим вопросом: где такую жизнь отыскать? Самое интересное, что ее местоположение известно. Во всяком случае, несмотря на чудовищную разноголосицу мнений, большинство людей связывает возможность счастливой жизни всего с двумя ценно стями. Это особенно заметно в странах относительно высокого жиз ненного стандарта, где проблемы жилья, еды, одежды уже не перво-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz