Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть II. У ИСТОКОВ работали уже потому, что иначе плохо себя чувствовали. Перелистывая архив­ ные документы 40-х, 50-х годов, не встретишь ни одного наркомовского, а потом и министерского приказа, где МГМП фигурировало бы в качестве отри­ цательного примера, приведенного в назидание другим предприятиям. Мате­ риалы для таких примеров поставлялись западными, южными, восточными пароходствами, но Мурманским —нет. Бывали, разумеется, и у нас посадки на мель, всякие поломки, даже аварии, дисциплинарные нарушения, за которые люди, случалось, попадали и под суд, но все эти случаи как-то не дотягивали до того накала, от которого зажигался огонь наркомовского или министерского негодования. Аминистерских приказов такого рода было немало, они появлялись доволь­ но регулярно: направленные против хищений, разбазаривания грузов, недостой­ ного поведения экипажей в инпортах и т.д. и т.п. Все они строжили, предуп­ реждали, перечисляли меры, которые следует принять для пресечения подоб­ ных нарушений. Подлинная «вертикаль власти» существовала именно тогда. Это ее нынче выстраивают вновь, на новой основе. Атогда вертикаль была впол­ не выстроена. Особо боролись за чистоту советской идеологии. Вот опять же совершенно секретный приказ от 25 апреля 1949 года, подписанный Н. Новиковым, кото­ рый стал министром ММФ в 1948 году: «Во исполнение Постановления Совмина СССР от 19 апреля 1949 года ПРИКАЗЫВАЮ: Начальникам пароходств, портов и управлений морских путей, начальнику Центрального узла связи предоставлять принадлежащие ММФ радиостанции и высокочастотные установки в безвозмездное пользование Министерству свя­ зи для борьбы с антисоветским радиовещанием иностранных радиостанций» (ГАМО. Ф. 753. Он. 1. Д. 15). ЧУХМАНЕНКО Михаил Иванович (1910-1986). В 1935 г. окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. С 1935-го по 1938 гг. служил в Балтийском флоте. С 1942 г. трудился в Министерстве морского флота инженером Центрального научно-исследо- вательского института, начальником Центрального управления судомехани­ ческих служб и судоремонта, руководителем службы ЦКБ «Морсудопроект». В 1948 г. был назначен главным инженером Мурманского морского паро­ ходства. В 1953 г. окончил Академию морского флота и вновь вернулся на должность главного инженера ММП. В 1956 г. переведен в группу наблюде­ ния за строительством атомного ледокола «Ленин». В августе 1962 г. после передачи ледокола в эксплуатацию перешел в ММП начальником группы судов атомно-технологического обслуживания. В 1965— 1970 гг. организо­ вал работу по модернизации атомохода «Ленин», оперативно решал все сложные технические вопросы. Внес большой вклад в разработку комплекса технических средств по разделке ядерного топлива, уча­ ствовал во внедрении кассетного метода хранения отработанного ядерного топлива. Был награжден орденами: Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz