Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. -------------------------------------------------------------------------------------------------- ---- --- Ничего о дальнейшей судьбе Лисоева мы не знаем. Да и судить его теперь не стоит. Понятно, что за этим поступком моряка стоит человеческая трагедия, которыми так богата была жизнь «сороковых-пороховых». Надо признать, что и последующая отечественная жизнь оказалась в этом смысле не бедной. Советское государство послевоенного периода при первом же дуновении «холодной войны» умножило свою секретность. Разумеется, и транспортный флот не оказался в стороне. 21 июня 1947 года утвержден опять же особо сек ретный «Перечень сведений, составляющих государственную тайну по ММФ». В этом обширном перечне, состоящем из 142 пунктов, секретным становилось очень многое, в том числе, к примеру, и «неблагоприятные сведения о конди ционности экспортых грузов» (ГАМО. Ф. 753. On. 1. Д. 11). Но трудились наши люди хорошо, преодолевая трудности достойно, по-по морски. Жива была привычка к ударной работе, к ответственному отношению к ней. И несмотря на то, что МГМП в 1945 году имело всего четыре специалис та с высшим инженерным образованием, в 1946-м —пять, а в 1947-м —девять, — планы перевозок пароходство выполняло исправно. Годовой план 1947 года в основном был завершен к 6 ноября, чтобы было чем рапортовать перед празд ником. А после ноябрьских торжеств 1947 года бригада из трёх обкомовских ра ботников инспектировала «работу с кадрами в ММП». В ее отчете было указа но на бедственное положение с жильём, вызывающее недопустимую текучесть кадров. На момент проверки только четыре капитанских семьи были обеспече ны квартирами. Две жили в сохранившейся части торпедированного «Тбили си», а 16 ютились, где придется. Такое же положение наблюдалось и у штурма нов. Механикам приходилось того хуже. Лишь один наш «дед» имел квартиру от пароходства, 13 семей жили на пароходах, а 50 ничего не имели. Общая кар тина оказалась таковой: в домах, принадлежавших пароходству, расквартиро вано 65 семей; на судах, находившихся в консервации («Тбилиси», «Мария Ульянова»), —90 семей, насчитывавших 228 человек. В домах, не принадле жавших пароходству, —314 семей. А 347 семей вообще не имели жилья. Отпу щенные средства на строительство Дома моряков (250 тыс. руб.) были не ис пользованы из-за отсутствия подрядчика. Правда, министр в 1946 году по хо датайству ММП выделил для пароходства 10 финских домиков и 20 «кемских» домов, а также крыло каменного дома по ул. Челюскинцев (для Управления), но этот приказ не был выполнен. Вместо 10 финских домов было выделено 7, разнарядка на 20 «кемских» домов была аннулирована самим министерством, а крыло кирпичного здания, восстановленное Мурманским торговым портом, было им же и занято. Флот, однако, постепенно пополнялся. Еще в начале 1947 года наше паро ходство приняло от Архангельского грузо-пассажирские пароходы «Вологда» и «Ястреб». От балтийцев был получен сухогруз «Ловать» грузоподъемностью 830 тонн. Собственными силами экипажа был восстановлен пароход «Володар ский». Правда, на испытаниях он показал скорость всего-навсего в 3,5 узла, но машинная команда под руководством стармеха В. В. Коваля упорными труда ми добавила судну еще два узла ходу. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz