Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть II. У ИСТОКОВ В первом послевоенном году флот пароходства работал уже не только в ближнем и дальнем каботаже, но своими судами типа «Либерти» стал совер шать рейсы в Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфию, Гданьск и другие порты мира. К подбору экипажей в загранрейсы с самого их послевоенного начала руководство страны стало относиться с особой строгостью: уже в июле 1946 года в пароходствах были созданы политические отделы, отвечающие за агитационную и воспитательную работу с моряками загранплавания. Психологическую атмосферу на судах загранрейсов, да и вообще в нашей стране той поры, отчасти демонстрирует докладная записка, поступившая от начальника политотдела МГМП Байкова А. П. секретарю Мурманского обко ма ВКП(б) по кадрам П. А. Медведеву 18 июня 1947 года. Документ приведен нами почти полностью: «16 мая 1947 года на п/х “Мурманск” консульским отделом посольства СССР в Бельгии был направлен в качестве пассажира оставшийся на берегу в Бельгии боцман советского п/х “Пярно” Лисоев. Свою неявку на судно к отхо ду Лисоев объявил в консульстве тем, что его якобы “чем-то снотворным напо или в какой-то пивной”. Капитан п/х “Мурманск” Кузьмин дал свое согласие взять Лисоева на борт судна, но с условием, что повезет его не в качестве пассажира, а арестованным до первого советского порта. Работники консульства (Скобелев и Попов) утверждали, что боцман Лисоев не может рассматриваться как невозвращенец, потому что он сам явился в консульство и за ним имеется только нарушение “Правил поведения моряка за границей”, т.е. пьянство. С этими доводами командование п /х не согласилось, но работники консульства заявили, что Лисоев фронтовик, заслуженный человек, орденоносец, что капитан и помпо- лит п/х “Пярно” характеризуют его как хорошего человека и производственни ка, поэтому необходимо доставить его в Советский Союз только как пассажи ра, не изолируя от команды. Принятый пассажиром Лисоев изъявил согласие во время перехода рабо тать на палубе. Никаких документов из консульства на Лисоева получено не было, у него тоже никаких документов не было, так как он заявил в консуль стве, что все документы у него украли. Пассажир в рейсе не был изолирован, а был помещен в каюту вместе с коче гарами Пешехотько, Ершовым и Сукач, которые были предупреждены помпо литом т. Шишовым о необходимости наблюдения за ним. 18 мая при переходе из порта Антверпен в порт Штеттин Лисоев был ис пользован посыльным на мостике. При смене вахты в 24-00 находился в каюте, а утром 19 мая в 6-00 на борту судна его не оказалось. Побег Лисоева никем из экипажа замечен не был. Побег Лисоев совершил в Кильском канале при прохождении порта Холте- нау 19 мая утром, так как на корме было обнаружено пальто, в котором он стоял на вахте, будучи посыльным. Исходя из вышеизложенного считаю, что побег Лисоева можно было затруд нить, а возможно и предотвратить путем принятия более решительных мер со стороны капитана и помполита п/х “Мурманск”» (ГАМО. Ф. 753. On. 1. Д. 15). 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz