Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

' і В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. 15 октября советскими войсками был взят порт Лиинахамари, и уже на сле­ дующий день к его причалам, прорвавшись через минные поля с помощью траль­ щиков Северного флота, подошли с необходимыми грузами наши «Сосновец», «Пролетарий» и «Спартак». Этот путь оставался самым оживленным во всё время Петсамо-Киркенесской операции, принесшей освобождение и Печенг- ской земле, и Северной Норвегии. 1 ноября 1944 года Москва салютовала в честь разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Но на море война не закончилась. Потеряв военно-морские базы во Фран­ ции, немцы перевели основную часть подводных лодок в Норвегию. Отсюда они, как и прежде, нападали на союзные конвои и на одиночные суда, применяя тактику «волчьих стай», то есть группами. Уже в декабре 1944 года, кроме «Про­ летария», о котором было сказано выше, погиб еще и пароход «Революция», приписанный к Архангельску, но находившийся в оперативном управлении нашего пароходства. Небольшая (дедвейт 515 т), маломощная «Революция», построенная в Нор­ вегии в 1909 году, пользовалась большой любовью в прифронтовой полосе. Защитники Заполярья с радостью встречали ее на причалах поселков Титовка, Озерко, Эйна-Губа. Благодаря своей малой осадке пароход мог выгрузиться или укрыться в труднодоступных местах. На фронт он вёз в основном боеприпасы, лесоматериалы, продукты, оттуда вывозил раненых. Типичный транспортный чернорабочий войны. И удивительный факт: несмотря на массу бомбежек и налетов за три года войны, «Революция» не имела ни одного попадания или серьезного повреждения. И вот последнее плавание. В начале декабря из Кольского залива курсом на Архангельск вышел небольшой конвой в составе пароходов «Революция» (капитан Александр Георгиевич Мочалов), «Кама» и двух кораблей охранения. Плавание проходило в сложных погодных условиях. Дул сильный юго-восточ­ ный ветер, усилившийся в районе Лицких островов до 8 баллов. Слабосильная машина «Революции» едва справлялась с напором волны и штормового ветра. Походный ордер нарушился. Вскоре судно совсем потеряло ход и его всё даль­ ше относило в море, где волна была еще сильнее, где было намного светлее и опаснее, чем в теневой полосе берега. Стояла лунная ночь, противник легко мог обнаружить конвой. Так оно и случилось. МОЧАЛОВ Александр Георгиевич (1893-1944). Капитан дальнего плавания. Родился в Вятской губернии. Окончил Архангельское торгово-мореходное училище (1914). Ходил в море на гидрографических судах, на ледоколь­ ном пароходе «Георгий Седов», пароходе «Роза Люксембург». Возглавлял экипажи пассажирских судов «Ястреб» и «Купой» Северного морского па­ роходства. В Великую Отечественную — капитан парохода «Революция». Погиб со всем экипажем при торпедировании судна немецкой подводной лодкой в районе Лицких островов у восточного побережья Кольского п-ва. Именем А. Г. Мочалова назван теплоход Северного морского пароход­ ства. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz