Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть II. У ИСТОКОВ Вот, например, один из приказов Фортученко, касающихся службы и роли Овсянникова: «Приказом от 18.10.41 вследствие неудовлетворительной работы завода МГМП и, в частности, механического цеха по выпуску спецпродукции (это в части изготовления мин для наших сухопутных войск. — В. С.) для решитель­ ного исправления недостатков мною был временно назначен начальником ме­ ханического цеха завода гл. инженер пароходства тов. Овсянников А. А. Декабрьский план по выпуску этой продукции выполнен досрочно и ежед­ невный выпуск продукции заводом выполняется» (ГАМО. Ф. 753. On. 1. Д. 2). А 28 февраля 1943 года Алексей Артемьевич поднялся на судно «Андре Марти», прибывшее, кстати говоря, со стратегическим грузом из Исландии безо всякого охранения. Поднялся, чтобы уточнить объем предстоящего ремонта. Разрыв бомбы застал Овсянникова в проходе к бронированной рубке. Несколь­ ко осколков серьёзно ранили инженера, а взрывная волна бросила головой на колонку машинного телеграфа..Так в возрасте 42 лет (за три дня до смерти он отметил свой день рождения) оборвалась жизнь замечательного специалиста, редкого энтузиаста, одного из тех людей, судьбу которых невозможно отделить от судьбы Мурманского пароходства. ...30 марта премьер-министр Англии Уинстон Черчилль информировал Советское правительство, что в силу ряда сложившихся у них обстоятельств северные конвои направляться не будут до осени 1943 года. Израненный, полу- сгоревший Мурманский порт получил неожиданную передышку. Зато к концу ноября караваны, что называется, пошли сплошняком. Грузчиков не хватало, и на работу в порту был даже привлечен весь состав управления Мурманского государственного морского пароходства. В 1944 году у МГМП оставалось всего пять судов, годных к эксплуатации. Поэтому, в связи с готовившемся наступлением наших войск, сюда были направ­ лены из Архангельска пароходы «Революция», «Софья Перовская», «Свияга» и другие. Они сразу включились в перевозку воинских грузов в пункты Мотовско­ го и Кольского заливов. В сентябре и первых числах октября только на участке Мурманск —мыс Мишуково наши транспорты перевезли несколько тысяч чело­ век из резерва, 115 танков, 153 орудия, 137 тракторов и 200 автомашин. ХИРХАСОВ Борис Михайлович (1910-1981). Почетный работник морского флота. Капитан. В 1931 г. окончил Ленинградский морской техникум и был направлен на работу в Балтийское морское пароходство. В июле 1941— 1942 гг. командо­ вал партизанским отрядом моряков пароходства. После расформирования отряда с 1942-го по 1944 гг. ходил капитаном на судах Северного морского пароходства. В марте 1943 г. шел капельным рейсом из Англии в Мурманск с грузом для фронта. Вступил в бой с четырьмя немецкими «юнкерсами» и выиграл его. Один самолет был сбит, а другой получил повреждения. В но­ ябре 1943 г. прошел Северным морским путем на Дальний Восток и до 1951 г. работал в Дальневосточном морском пароходстве. С 1951-го по 1966 гг. — капитан пароходов «Селенга», «Сестрорецк», «Кашира», теплохода «Доброполье» Мурман­ ского морского пароходства. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, медалями. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz