Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. вражеской подлодкой. Судно переломилось и за три минуты затонуло. Катер­ никам удалось спасти 13 моряков и пять военнослужащих. Выжил в то трагическое утро и кочегар Александр Иванович Хухрин. Вот его воспоминания, записанные мурманским археографом Г. Клочковой: «Мне удалось выбежать из машинного отделения на палубу. У рабочей шлюпки увидел очень много народа. Но, спущенная на воду, она переверну­ лась и ушла под воду вместе с находившимися в ней людьми... Времени на раз­ думья не оставалось: корма судна высоко поднялась, оно быстро тонуло. Вып­ рыгнул за борт, ушел глубоко в воду. Когда вплыл на поверхность, увидел на воде какой-то предмет, решил плыть к нему. Казалось, что не плыл, а шел по воде, настолько была холодной. Предмет оказался шлюпкой, в которой сидели два человека, покрытых ле­ дяным панцирем. Помочь они были не в состоянии. Собрав все силы, перевер­ нулся через борт в шлюпку. Тело, моментально покрывшееся льдом, отказа­ лось повиноваться, но мозг работал. Знал, что спасение в движении. Схватив оказавшееся в шлюпке весло, стал лихорадочно грести, не зная куда, втаскивая на пути в шлюпку оказавшихся поблизости товарищей. Таким образом спас пять человек» (Огненные походы, 2005. С. 46). Капитана Павла Григорьевича Ижмякова, известного на Севере морехода, удалось поднять из воды, но от полученных ран и переохлаждения он умер на руках товарищей. В полярную ночь отправка северных конвоев была возобновлена. Они по­ лучили новый литер «JW» (обратные конвои —«RA»), В их маршрутах наме­ тилась некоторая закономерность: большая часть судов направлялась в Мур­ манск, меньшая —в Белое море. С возобновлением движения караванов участились налеты немецких само­ летов на Мурманск. 28 февраля во время очередной бомбежки в порту мы поте­ ряли больше, чем корабль: погиб главный инженер пароходства Алексей Арте­ мьевич Овсянников. Он был палочкой-выручалочкой в наиболее сложных тех­ нических ситуациях, когда они уже казались безвыходными. Да и организатором был от Бога. ИЖМЯКОВ Павел Григорьевич (1903-1944). Почетный работник морского флота СССР (1941). С 1924 г. — матрос, штурман на судах Северного морского пароходства. В 1932 г. окончил Архангельский морской техникум. С 1939-го по 1944 гг. — капитан Мурманского морского пароходства. В годы Великой Отечественной войны на пароходах «Субботник», «Пролетарий» достав­ лял военные грузы в районы боевых действий. В апреле 1943 г. в соста­ ве делегации Мурманской области участвовал в передаче одной из воин­ ских частей танковой колонны «Советский моряк», построенной на сред­ ства моряков транспортных флотов страны. Погиб на пароходе «Пролетарий», потопленном немецкой подводной лод­ кой U-995 у п-ва Рыбачий в числе 20 членов экипажа. В 1977 г. именем П. Г. Ижмякова назван мурманский рудовоз. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz