Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть II. У ИСТОКОВ нены и тяжеловесы подняты. Всего поднято из трюмов и погружено на п/х “Спартак” 11 танков, 10 самолетов и 6 дорогостоящих станков по 22 тонны каждый» (ГАМО. Ф. 753. On. 1. Д. 6). Поразительной верностью долгу и героизмом отличались наши моряки на перевозках к линии фронта. Об этом свидетельствуют документы, сохранив­ шиеся в архивах. Вот, например, выдержка из приказа по МГМП №32 от 30 апреля 1943 г: «... 31 марта 1943 г. экипаж п/х “Пролетарий” при массированном налете вражеской авиации в неравном бою с ней проявил стойкость и мужество, не только сохранил судно и жизнь членов экипажа, но нанес врагу ощутительный ущерб, подбив два самолёта. Приказом наркома всему экипажу объявлена благодарность, а значитель­ ная часть экипажа награждена значками “Почетному работнику Морского Флота СССР” и Похвальными грамотами» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 3). Жестокий бой выдержал «Пролетарий» и 22—23 мая того же года в Мото­ вском заливе. Пароход направлялся в Пумманки с грузом пиломатериалов. При налете вражеских самолетов одна из бомб попала в судно. В машинное отделе­ ние хлынула вода. Капитан П. Г. Ижмяков направил пароход к берегу. Благо­ даря самоотверженным усилиям экипажа «Пролетарий» остался на плаву и успел дойти до обсушки. Через три месяца его подняли, отремонтировали, и он продолжал свои опасные рейсы. И всё-таки «Пролетарий» не уцелел в огне войны. 4 декабря 1944 года он вместе с транспортами «Спартак» и «Селенга» под охраной «охотников» вы­ шел из Печенгского залива. Кроме 33 членов экипажа на борту «Пролетария» находилось 10 бойцов военной команды и 13 солдат-пассажиров. Морозным утром 5 декабря в 15 милях севернее Цып-Наволока пароход был атакован ЧЕРНОБРОВ Петр Семенович (1917-1992). Почетный работник морского флота, почетный полярник (1977). В 1940 г. окончил Архангельский морской техникум. Работал третьим меха­ ником на пароходах «Вытегра», «Мудьюг», «Комилес» Северного морского пароходства. В 1943 г. переведен в Мурманское морское пароходство, где работал в должности третьего, второго помощника капитана на пароходах «Сосновец», «Пролетарий», «Мурманск» и др. Во время Великой Отечествен­ ной войны участвовал в перевозках грузов в конвоях. В декабре 1945 г. при выполнении боевого задания пароход «Пролетарий» был потоплен немец­ кой подводной лодкой. Из немногих спасенных членов экипажа был П. С. Чернобров. В 1947 г. был назначен начальником группы теплотехники механико-судовой службы Мурманского пароходства. В 1949 г. вновь вернулся на флот. Работал стар­ шим механиком пароходов «Ловать», «И. Репин», «Карамзин», «А. Мицкевич». В 1963 г. присвоено зва­ ние «Лучший механик Министерства морского флота СССР». Награжден значком «Двадцать лет безава­ рийной работы» (1978). С 1975-го по 1987 гг. — начальник отдела кадров экспедиционного отряда аварий­ но-спасательных и подводно-технических работ. Награжден орденами Ленина (1974), Трудового Красного Знамени (1963), Отечественной войны II степе­ ни (1985), медалями. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz