Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть II. У ИСТОКОВ кой на переходе между Диксоном и Югорским Шаром. Вместе с судном погиб весь экипаж. Второе судно, «Щорс» (капитан А. Т. Кудлай), подорвалось 14 октября на мине в Югорском Шаре. Правда, экипаж и большую часть иму­ щества удалось снять кораблям сопровождения. Потерян был только сам паро­ ход с грузом руды и пиломатериалов. А месяцем раньше, 13 сентября, пароходство понесло еще одну потерю. В составе конвоя PQ-18 затонул подожженный вражеской торпедоносной авиа­ цией сухогрузный пароход «Сухона» (капитан А. А. Малыгин). Приходится сказать, что и «Сухона» не завершила собой скорбный список 1942 года. Одна группа судов с импортным грузом сумела пройти с Дальнего Востока Северным морским путем. Разгрузившись в Архангельске, эти транс­ порты загрузились лесом и в ноябре в составе конвоя QP-15 направились в Исландию, чтобы затем перейти в США и далее —вновь на Дальний Восток. 23 ноября во время шторма теплоход «Кузнец Лесов» (капитан В. А. Цыбуль- кин) отстал в Гренландском море и был торпедирован подлодкой к западу от острова Медвежий. Погиб весь экипаж —32 человека. Николай Николаевич Покровский, капитан-наставник ММП, сам прошед­ ший войну на минных тральщиках, написал позднее в своих стихах «Конвой»: Не так давно, —а говорим «когда-то»! — Мы шли в конвое. Груз —боезапас. И при налёте подожгли пирата, А лодка торпедировала нас. Стена огня, воды, людей, обломков... В бою том никого никто не спас. Не дай вам Бог когда-нибудь, потомки, Везти в конвое груз —боезапас. И всё-таки, несмотря на потери, на исключительно трудную и опасную об­ становку, в которой из-за нехватки кадров на транспортах уже работали обуча­ емые здесь же, на борту, женщины и подростки, суда пароходства за восемь месяцев навигации 1942 года сумели перевезти десятки тысяч тонн важней­ ших грузов, необходимых для сражающейся страны. Судьба каравана PQ-18, потерявшего 13 из 40 отправленных транспортов, утвердила союзников в решении прервать посылку конвоев северным путем. По этой причине Наркомфлот решил перевести группу судов с Севера на Даль­ ний Восток. В конце декабря они выходили из Мурманска и Архангельска с интервалом в 12 часов и поодиночке двигались вдоль северной кромки льда на запад. Эти рейсы назывались «капельными». В начале 1943 года на Дальнем Востоке оказалась преимущественная часть судов нашего пароходства. В ММП осталось всего пять транспортов: «Пролетарий», «Герцен», «Спартак», «Мос­ совет» и возвращенный из Северного флота «Сосновец». В связи с такой пере­ становкой сил А. Д. Фортученко вновь был назначен начальником порта, а пароходством стал командовать Исаак Осипович Улицкий, прежде бывший у Фортученко заместителем. Управление пароходства из разрушенного при бом­ бежке дома на улице Челюскинцев опять переместилось в деревянный двух­ этажный дом в районе порта. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz