Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть II. У ИСТОКОВ Качарава приказал спустить шлюпки и затопить судно. Кингстоны открыл стар­ ший механик Н. Г. Бочурко. Маленький ледокольный пароход, уже широко известный к тому времени в стране, да и в мире своими ледовыми походами, уходил под воду с развернутым флагом, повторяя у северных берегов своей родины подвиг легендарного «Варяга». Из 104-х моряков и пассажиров в жи­ вых осталось только 19. 18 из них оказались в фашистском плену вместе со своим тяжело раненным капитаном. Сумел уберечься от плена кочегар П. И. Вавилов, который на брошенном немцами вельботе добрался до необита­ емого островка, где через месяц был обнаружен и спасен известным полярным летчиком И. И. Черевичным. Самоотверженным подвигом «Александра Сибирякова» наш караван был спасен. Он ушел во льды, и «Адмирал Шеер» не решился его преследовать. Рей­ дер направился к Диксону, где в это время находились три советских судна: наш ледокольный пароход «Дежнев», ставший на время войны сторожевым кораблем под №19 (капитан А. С. Гидулянов), пароход «Революционер» (капитан Ф. Д. Панфилов) и груженный взрывчаткой транспорт «Кара» (капитан Г. С. Мирошниченко). Около двух часов ночи 27 августа «Адмирал Шеер» приблизился к внешне­ му рейду и начал обстрел. «Революционер» был наиболее заметной мишенью, и один снаряд попал в надстройку судна, повредив мостик и каюту капитана. «Шеер» перенес огонь на обстреливающий его «Дежнев». В это время по рей­ деру ударила береговая батарея 152-миллиметровых орудий, и на корме крей­ сера возник пожар. Получивший несколько пробоин в корпусе и изрешечен­ ный осколками снарядов «Дежнев» под командованием старпома С. А. Крото­ ва поставил дымовую завесу. Это позволило «Дежневу» и «Революционеру» отойти в укрытую бухту. «Адмирал Шеер» сделал вторую попытку разгромить Диксон и вышел на северный рейд, но точным выстрелом береговой батареи крейсеру были нанесены серьёзные повреждения. Не добившись успеха, рей­ дер ушел восвояси. Бой продолжался не более двух часов, однако наши потери были велики: на «Дежневе» были убиты 7 членов экипажа и 21 ранены. На «Революционере» один НАЗАРЬЕВ Андрей Анатольевич (1911-1980). Капитан дальнего плавания. Почетный полярник. С 1930-го по 1933 гг. ходил юнгой, матросом на зверобойных судах «Смоль­ ный», «Ленсовет». В 1937 г. окончил судоводительский факультет Мурман­ ского морского техникума и работал четвертым, третьим помощником ка­ питана ледоколов «Ермак», «И. Сталин». В 1939 г. на ледокольном пароходе «Дежнев» во время финской кампании был мобилизован в состав Северно­ го флота на должность командира БЧ-1. В 1941 г. на СКР-19 (пароход «Деж­ нев») вновь мобилизован в состав Северного флота. В августе 1942 г. участвовал в бою с немецким крейсером «Адмирал Шеер». С 1945-го по 1952 гг. — капитан танкера «Юкагир». С 1953-го по 1974 гг. работал в Мур­ манском морском пароходстве помощником капитана ледокольного паро­ хода «Прончищев», ледокола «В. Молотов», ледореза «Ф. Литке», капитаном пароходов «А. Суворов», «Леваневский», «Тбилиси», «Карамзин», «И. Репин», «Сестрорецк», судов типа «Днепрогэс», дизель- электроходов «Лена», «Гижига» и др. Его именем назван теплоход (1984). 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz