Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. кранов, были возвращены работники порта из Кандалакши, а также присланы грузчики из Архангельска. 20 декабря под охраной боевых кораблей в Кольский залив вошёл первый союзный караван с военными грузами для СССР. Тогда же возобновило свою работу Мурманское морское агентство по обслуживанию иностранных судов «Инфлот». Начальником штаба «Инфлота» был назначен А. Я. Безгребельный, непосредственно подчиненный начальнику пароходства. К тому времени в Мур­ манске обосновываются представители британского министерства внешних перевозок и британской военной миссии. Декабрь 1941 года внес значительные изменения в жизнь пароходства, порта и города. Всё большее количество судов Мурманского пароходства включалось в загранперевозки. Охранение конвоев на маршруте от Исландии до меридиана 20° осуществ­ ляло английское адмиралтейство. Далее безопасность обеспечивал Северный флот. Но безопасность плаваний зависела не только от охраны и даже не толь­ ко от действий противника. 4 февраля 1942 года Мурманское пароходство по­ теряло ещё одно судно. Теплоход «Двинолес», шедший с грузом бензина в ка­ раване из Галифакса, столкнулся с норвежским танкером «Эвита» и затонул близ острова Ньюфаундленд. Экипажу пришлось перейти на борт другого суд­ на. Причина аварии —самовольство капитана «Двинолеса», решившего без разрешения командира конвоя и без согласования с идущими рядом судами перестроиться в походной колонне в условиях туманной погоды. С наступлением на Севере светлого дня для конвоев пришли тяжелые ис­ пытания: враг направил на эти коммуникации крупные силы. 1942 год стал го­ дом многих потерь для Мурманского пароходства. 7 марта фашистский линкор «Тирпиц», охотившийся с тремя эсминцами за конвоем PQ-12, обнаружил одиночное советское судно. Это был пароход «Ижо- ра», вышедший 1 марта из Мурманска в Англию с грузом леса в составе обрат­ ного союзного конвоя QP-8, но из-за неисправности двигателя отставший от каравана. Эсминец охранения линкора открыл огонь из орудий. Получив не­ сколько прямых попаданий, пароход затонул в Норвежском море, юго-запад­ нее острова Медвежий. Весь экипаж погиб. Однако капитан судна Василий Ильич Белов, опытный моряк с большим стажем работы на боевых кораблях и судах транспортного флота, успел предупредить по радио о нападении и силах противника. Это позволило каравану избежать встречи с «Тирпицем» и спас­ тись от разгрома. 1 мая вблизи острова Медвежий был атакован конвой QP-11, в котором следовал наш теплоход «Циолковский» с пиломатериалами для Англии. Одна из торпед угодила в борт теплохода, и он начал медленно погружаться. Видя неминуемую гибель «Циолковского», капитан Владимир Григорьевич Левиц­ кий приказал экипажу покинуть судно. Вскоре оно было торпедировано вто­ рично и мгновенно ушло под воду. Английский конвойный корабль сумел подобрать лишь тринадцать человек. Двадцать девять моряков вместе с капи­ таном погибли. 1 июня при очередной авиабомбежке получил несколько прямых попада­ ний и затонул стоящий у пристани пароход «Субботник». При этом погиб ма­ шинист А. А. Орлов. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz