Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть II. У ИСТОКОВ двух шлюпках, погрузив судовые документы, оружие, продукты и теплую одеж ду, люди отошли от тонущего парохода. К счастью, на сей раз обошлось без человеческих жертв: шлюпки с людьми случайно обнаружило и приняло на свой борт гидрографическое судно «Мгла». После гибели «Аргуни», передачи восьми судов Северному флоту и отправ кишести судов на Дальний Восток на северных морских путях осталось 23 судна Мурманского морского пароходства. Осенью 1941 года начались поставки по ленд-лизу северным путем. Курсы конвоев пролегали от Исландии вдоль кромки арктических льдов, в наиболее возможном удалении от опасных норвежских берегов, где базировались гер манские воздушные и морские силы. Активно участвовали в конвоях и суда Мурманского пароходства. Уже самый первый, пробный, конвой под кодовым названием «Дервиш», пришедший в Архангельск в составе семи английских транспортов, шел обратным путем вместе с семью советскими судами, и пять из них с грузом лесоматериалов —«Севзаплес», «Алма-Ата», «Старый больше вик», «Моссовет» и «Сухона» —принадлежали нашему пароходству. Причем, если первые конвои союзников направлялись исключительно в Архангельск, то с декабря 1941 года, когда была закончена прокладка железнодорожной ветки Беломорск—Обозерская, основным портом выгрузки транспортов, по решению Государственного комитета обороны (ГКО), становился Мурманск. Правда, для этого требовалась большая подготовительная работа. Ведь здешний порт был фактически законсервирован, портовая механизация и оборудование отправ лены в Архангельск и Кандалакшу, рабочие в большинстве своем либо эвакуи рованы, либо призваны в армию. В середине декабря в Мурманск прибыл уполномоченный ГКО И. Д. Папа- нин со своим штабом, и работа закипела. Вскоре начался монтаж портальных ПАПАНИН Иван Дмитриевич (1894-1986). Советский полярный исследователь, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937,1940). Участ ник Гражданской войны на Украине и в Крыму. В 1923— 1932 гг. работал в Наркомате связи. В 1932— 1933 гг. возглавлял полярную станцию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, в 1934— 1935 гг. — полярную станцию на мысе Челюскин (п-ов Таймыр). Звания Героя Советского Союза был удосто ен за беспримерный дрейф на первой советской дрейфующей станции «Се верный полюс-1» («СП-1») в 1937— 1938 гг., которой Папанин руководил. В 1939— 1946 гг. — начальник Главного управления Северного морского пути. В годы Великой Отечественной войны был уполномоченным Государ ственного комитета обороны по перевозкам на Севере. С 1945 г. — предсе датель Московского филиала Географического общества СССР. В 1948— 1951 гг. — зам. директора Института океанологии АН СССР по экспедициям. С 1951 г. — начальник отдела морских экспедицион ных работ АН СССР и одновременно в 1952-1972 гг. — директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Депутат Верховного Совета СССР в 1937— 1950 гг., член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1941— 1952 гг. Автор книг «Жизнь на льдине» (1938) и «Лед и пламень» (1977). Награжден: 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орде ном Трудового Красного Знамени, орденом Нахимова I степени и др. орденами и медалями. Именем Папанина назван мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz