Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В середине июля 1941 года вошло в силу «Положение об использовании для военных нужд СССР гражданских судов, портов, пристаней и других со оружений водного транспорта». Из МГМП Северным флотом были взяты во семь единиц. «Кооперация» после переоборудования стала плавбазой кораб лей охраны водного района, она дислоцировалась в Оленьей губе и получила название «Ветер». Из «Володарского» сделали танкер, и он всю войну снабжал топливом корабли военного флота. Аварийные суда «Товарищ Сталин» и «Роза Люксембург» превратились в плавучие ёмкости для топлива. «Герцен», «Мария Ульянова», «Сосновец» и «Ястреб» вошли в военно-транспортный от ряд Баренцева моря. На них установили орудия и пулемёты, в штат включили комендоров. Вскоре подобным образом вооружились все транспортные суда. В экипажи большинства были включены военные моряки во главе с военным помощником капитана. Ведущая роль во всех этих оснащениях, в решении сложных технических проблем принадлежала главному инженеру пароходства Александру Артемье вичу Овсянникову. Именно он при участии главного инженера судоремонтного завода Л. М. Кудырского в короткий срок разработал конструктивное решение переоборудования аварийных транспортов в наливные суда и помог осуществить это практически. Самоотверженный труд Овсянникова, сутками не уходившего с ремонтируемых судов, служил образцом для всех, кто работал рядом. Вскоре начались заграничные перевозки. Уже 20 июля «Старый больше вик» (капитан И. И. Афанасьев) с экспортным грузом вышел в Нью-Йорк. В первом же рейсе он повстречал на своем пути до 30 плавающих мин. На об ратном пути при подходе к Кольскому заливу теплоход атаковала подводная лодка, и только умелое маневрирование спасло «Старый большевик» от попа дания торпеды. В конце июля гитлеровское командование направило к Горлу Белого моря группу подводных лодок, что резко осложнило каботажные перевозки и обус ловило первую серьёзную невозвратимую потерю в составе нашего пароход ства —гибель парохода «Аргунь». Это судно водоизмещением около трех с половиной тысячи тонн было по строено в Англии в 1917 году, то есть имело уже преклонный возраст. Капита ном в этом роковом рейсе шел 55-летний Владимир Александрович Грешнер, коренной петербуржец с хорошим морским образованием и опытом. Груз был взят в Архангельске: строительный материал для сооружения береговых бата рей в Иоканге. 18 октября в 15 часов была мглистая ветреная погода. С «Аргуни» на рас стоянии трех миль уже был виден мыс Городецкий, когда прогремел взрыв в районе полубака, а из трюма полетели бревна и доски, не миновав и штурман ской рубки. Капитан не погиб чудом. Он немедленно объявил тревогу и повер нул к берегу. На фашистской субмарине тоже не дремали. Было выпущено еще две торпеды, но они прошли мимо и взорвались, ударившись о берег. Однако «Аргунь» была и так обречена. Вода быстро прибывала, несмотря на откачку. Могли взорваться паровые котлы. Кочегары, задыхаясь от дыма и жара, выгребли из топок горящий шлак и стравили пар. Судно обесточилось, замолчала рация. Команде и пассажирам был отдан приказ покинуть судно. На 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz