Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть II. У ИСТОКОВ вражеским самолетом. Взрывом крупной бомбы повредило корпус и трубо проводы. Возник пожар, но его ликвидировали. Пароход отвели на мель, зага сили котлы, и почти весь экипаж отправился в Мурманск. На судне остались трое: старпом А. П. Чернухо, третий штурман А. М. Егоров и третий механик В. Д. Соловьёв. Они своими силами принялись за ремонт: используя подруч ные материалы (обрезки труб, куски листовой стали), умельцам удалось изме нить схему работы главной машины, направив отработанный пар за борт. Фашистские самолеты тем временем не раз кружили над судном, но, решив по-видимому, что судно брошено, бомбить не стали. А вскоре вернулась часть команды. Судно сняли с мели, подняли пар, запустили машину и малым ходом дошли-таки до Мурманска. В конце июня в Кольском заливе скопилось до 150 судов разных пароходств и назначений. Оставлять такой флот под угрозой неизбежных воздушных на лётов было нельзя. Стали отправлять в Архангельск, поодиночке, с интервала ми. Несколько суток работники службы эксплуатации нашего пароходства не уходили из стен управления, организуя этот спасительный переход. 29 июня фашисты начали наземное наступление. Важнейшей частью плана германского командования был захват Мурманского порта и железной дороги с тем, чтобы отсечь от Европейской части СССР северные морские коммуни кации —транспортные связи со странами антигитлеровской коалиции. Фаши сты знали, что на Мурманском направлении их отборным дивизиям противо стоит лишь недоукомплектованная 14-я армия, и были уверены в успехе. Однако гитлеровские стратеги ошиблись в расчетах. Были на Мурмане и другие силы, способные противостоять агрессору. Кольская земля встала на свою защиту всем народом, всем мурманским миром. Влилось в это патриоти ческое движение и наше пароходство: только в июле из 15 экипажей 480 чело век вступило в ополчение. Всего в Мурманске было создано два полка народ ного ополчения, восемь истребительных батальонов и шесть отдельных истре бительных рот. План фашистов был сорван. Заполярные пограничники и воины 14-й ар мии сражались исключительно упорно. Гитлеровцам не удалось овладеть стра тегически важными полуостровами Рыбачий и Средний, не сумел враг прорвать ся и к берегу Кольского залива. Правда, южнее станции Масельская был захва чен участок Кировской железной дороги и Беломорскоо-Балтийского канала. Мурманск оказался отрезанным от центра страны. Поэтому пришлось уско рить строительство железнодорожной ветки от Беломорска на Обозерскую, чтобы открыть путь через Вологду. По распоряжению Государственного комитета обороны (ГКО) Мурманское и Северное пароходства стали эвакуировать население и предприятия Коль ского полуострова, оказавшиеся под ударами врага. Пароходы переоборудова ли под массовую перевозку людей. В трюмах несколькими ярусами настила лись деревянные нары, после чего средней величины транспорт принимал до двух тысяч пассажиров. Кроме женщин и детей в тыл было эвакуировано морем часть турбин местных ГЭС, оборудование комбината «Североникель», советской угольной концессии на Шпицбергене и других важных промышлен ных предприятий. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz