Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

% р В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. £. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------— — ------------- 19 пароходов требовали капитального ремонта, 22 судна нуждались в доко- вании. Лишь 8 судов имели класс Регистра СССР. Однако мощность судоре­ монтного завода по-прежнему оставалась недостаточной. Заводской док мог поднимать суда водоизмещением до 2 тысяч тонн, а большинство транспортов имело большее водоизмещение. К ремонту опять активно подключились моряки. На токарных станках теп­ лоходов изготавливались детали в помощь заводу и для нужд саморемонта. По этому поводу весной 1941 года в пароходстве издавалось немало приказов о поощрениях. К примеру: 19 апреля. «За проявление инициативы и исключительно добросовестное отношение в деле ухода за механизмами, повышения их мощности и приведе­ ния машинного хозяйства п/х “Пролетарий” из запущенного состояния в пол­ ный порядок, старшего механика Перминова А. Ф. премировать путёвкой в дом отдыха г. Гагры». 12 мая. «За проявленную изобретательность и настойчивость в деле изго­ товления шестерни с шевронным зубом к сепаратору “Вестфалл” в судовых условиях, ввиду отказа ряда заводов изготовить данную шестерню, премирую 3-го механика т/х “Кузнец Лесов” т. Тимофеева полумесячным окладом. ОСНОВАНИЕ: см. статью, помещенную в газ. “Моряк Заполярья” от 23.04.41 “Комсомольцы бассейна в борьбе за экономию”». Тот же механик Тимофеев предложил и внедрил паяльную печь для пайки инструмента и деталей при саморемонте. Предложение было столь удачным, что начальнику механико-судовой службы Прокофьеву было приказано «рас­ пространить рацпредложение т. Тимофеева “паяльная печь” на всех судах МГМП» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2). Что касается дока, то и тут похоже выход был найден. Штурман В. А. Мах- нов предложил использовать при отливах обсушку в Кольском заливе для стро­ ительства сухого дока лёгкого типа. Компетентная комиссия сочла предложе­ ние целесообразным. Разработали эскизный проект. Он предполагал деревян­ ную конструкцию длиной 130 и шириной 20 метров. Требовалось вырыть котлован глубиной три метра. Весной начали изыскания, пробную забивку свай. Окончание строительства было намечено на сентябрь 1941 года. До начала войны в хорошее техническое состояние успели привести 21 суд­ но, вдвое увеличилось число транспортов, имеющих класс Регистра СССР. Механико-судовая служба под началом А. А. Овсянникова (он же —главный инженер пароходства) обеспечила коренное улучшение технической эксплуа­ тации флота. Была создана теплотехническая лаборатория, наладившая систе­ матические анализы топлива, смазки, воды. Благодаря этим и ряду других мер флот в навигацию 1941 года работал бесперебойно. Продолжалось усиленное обучение личного состава. Последний предвоен­ ный приказ, подписанный Фортученко 19 июня, гласил: «Капитанам всех су­ дов обязать своих старших помощников произвести обучение всего палубного звена знанию международной семафорной азбуки (флажной и Морзе), причем 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz