Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. приказа начальника МГМП от 20 сентября: «Под личную ответственность ка­ питанов судов и директора судоремонтного завода широко развернуть сеть обучения работников по программе техминимума, обеспечив до конца 1940 года прохождением и сдачей гостехэкзаменов не менее 20% личного состава команд судов и рабочих завода» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 2). Понятие «патриотический энтузиазм» носило ещё в ту пору не только ло­ зунговый, декларативный характер. Атмосферу тех лет неплохо характеризует хотя бы такой факт. Пароход «Чернышевский», который выполнил план пере­ возки грузов в тоннах на 200 процентов, по окончании летних плаваний в Дудинку был выведен из эксплуатации для планового ремонта. Из-за недостатка судоремонтных мощностей в Мурманске он был направлен на архангельскую «Красную кузницу», но и там был вынужден встать в долгую очередь. Тогда по инициативе капитана судна Е. Ш. Гогитидзе и старшего механика Г. А. Вовча- ренко экипаж решил ремонтировать судно собственными силами. По механиз­ мам все работы делались судовыми средствами, и лишь отливки и поковкі изготавливались на заводе. Даже сложные работы по винторулевой группе мо­ ряки произвели самостоятельно, создав дифферент пароходу на нос так, что необходимые части пера руля и дейдвуда гребного вала оказались доступными для ремонта. Качество работ было высоко оценено береговыми специалистами. Регистром СССР, и пароход вошел в строй вовремя. На самообслуживании в ту эпоху советской власти оказывался не толькі ремонт судов. 10 октября А. Д. Фортученко подписал следующий документ: «В целях быстрейшей организации подсобной базы приказываю: главному инженеру т. Овсянникову немедленно по приходе каждого судна в Мурман­ ский порт приступать и в период междурейсовой стоянки заканчивать устрой­ ство на каждом судне свинарников в расчёте на 3 головы. Моринспектору т. Каневскому немедленно по прибытии судна по согласо­ ванию с капитаном судна определять место для свинарника и сообщать тако­ вое главному инженеру. ОВСЯННИКОВ Алексей Артемьевич (1901-1943). С 1912-го по 1919 гг. работал в найме учеником слесаря. В 1919 г. добро­ вольцем вступил в ряды Красной Армии. Участвовал в подавлении мятежа атамана Григорьева под Екатеринославом, воевал против банды Махно и армии Врангеля. С 1922-го по 1926 гг. работал машинистом, мотористом в Архангельске на судах Убеко — Север. С 1926-го по 1938 гг. — механик, старший механик на пароходах «Р. Люксембург», «Поной», «Революция», «Сорока», а затем групповой инженер Северного морского пароходства. В 1940 г. был назначен главным инженером Мурманского государственного морского пароходства. Осуществлял техническое руководство скоростны­ ми работами по вооружению и переоборудованию судов Наркомморфлота СССР в Мурманске, инициатор агрегатного метода ремонта флота. По его инициативе были восстанов­ лены и переоборудованы стоявшие в течение нескольких лет пароходы: «Товарищ Сталин», «Циолков­ ский», «Ильмень». Погиб при налете фашистской авиации на город Мурманск. Похоронен на мурманском воинском клад­ бище. На могиле установлен обелиск. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz