Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
' ж ^ В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Сразу по окончании воинских перевозок началась подготовка к арктиче ской навигации. Мурманское ГМП получило в 1940 году от других пароходств довольно крупное пополнение: теплоходы-лесовозы отечественной постройки 1932—1934 годов —«Старый большевик», «Двинолес», «Клара Цеткин», «Куз нец Лесов», «Севзаплес», дедвейтом каждый по 5920 тонн, теплоход «Циолков ский». Нами были возвращены почти все суда, полученные в 1939 году от Бал тийского пароходства (кроме «Спартака», «Шелони» и «Эльтона»), но зато получены крупные по тому времени сухогрузные пароходы дедвейтом от 3 до 7 тысяч тонн разных лет постройки (от 1904 до 1937): «Турксиб», «Кузбасс», «Алма-Ата», «Щорс», «Чернышевский», «Сухона», «Роза Люксембург», «Аргунь», «Ижора», «Осмуссаар», «Котлин», «Правда», «Моссовет», «Узбеки стан», «Бурея», «Ока», «Кара», «Пинега», «Куйбышев», «Шексна», «Ястреб». Вместе с тремя пароходами («Товарищ Сталин», «Ильмень» и «Володарский»), которые были законсервированы с ледовыми повреждениями корпусов после арктической навигации 1937 года, флот Мурманского пароходства насчитывал в 1940 году 37 судов общей грузоподъёмностью более 122 тысяч тонн. Суда были переданы в МГМП вместе с экипажами. Подготовка такого разом выросшего флота к арктической навигации оказа лось делом нешуточным. Судоремонтный завод Наркомфлота не обладал для этого достаточной мощностью. Многим экипажам пришлось ремонтировать свои суда собственными силами. Так машинные команды «Моссовета» и «Циолковского» самостоятельно произвели средний ремонт главных двигате лей и вспомогательных механизмов. Постарались и судоремонтники Мурман ска. К июню 1940 года флот пароходства был готов к навигации. Обстановка этой навигации была весьма тревожной, полувоенной. Север ный флот ввёл особый режим плавания для торговых и промысловых судов: на подходах к Кольскому заливу и в самом заливе постоянно дежурили стороже вые корабли. 22 июня 1940 года было опубликовано совместное постановление Совнар кома и ЦК ВКП(б) «Об организационных мероприятиях по улучшению эксп луатации морского флота». Наркомат морского флота был наделён дополни тельными полномочиями, в связи с чем МГМП приняло в своё подчинение Кандалакшский и Беломорский порты. Постановление было обсуждено на всех судах. Началась борьба с аварийностью, с простоями судов, за совершенство вание организации работы флотов и портов. Эту борьбу по утвердившемуся уже обыкновению возглавила партийная организация. На заседании политот дела пароходства коммунисты резко критиковали коллектив порта за простои судов под грузовыми операциями. Портовикам были рекомендованы конкрет ные меры, которые затем помогли им справиться с отставанием, как, по край ней мере, говорилось в отчётах политотдела. МГМП организовало регулярные грузовые линии из Мурманска на Печо ру, в Дудинку, в Игарку, в Баренцбург и Грумант-Сити. Суда загружали в пря мом и обратном направлениях. Экипажи, соревнуясь, заключали договоры с коллективами портов о досрочной обработке судов. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz