Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

' ж ^ В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Сразу по окончании воинских перевозок началась подготовка к арктиче­ ской навигации. Мурманское ГМП получило в 1940 году от других пароходств довольно крупное пополнение: теплоходы-лесовозы отечественной постройки 1932—1934 годов —«Старый большевик», «Двинолес», «Клара Цеткин», «Куз­ нец Лесов», «Севзаплес», дедвейтом каждый по 5920 тонн, теплоход «Циолков­ ский». Нами были возвращены почти все суда, полученные в 1939 году от Бал­ тийского пароходства (кроме «Спартака», «Шелони» и «Эльтона»), но зато получены крупные по тому времени сухогрузные пароходы дедвейтом от 3 до 7 тысяч тонн разных лет постройки (от 1904 до 1937): «Турксиб», «Кузбасс», «Алма-Ата», «Щорс», «Чернышевский», «Сухона», «Роза Люксембург», «Аргунь», «Ижора», «Осмуссаар», «Котлин», «Правда», «Моссовет», «Узбеки­ стан», «Бурея», «Ока», «Кара», «Пинега», «Куйбышев», «Шексна», «Ястреб». Вместе с тремя пароходами («Товарищ Сталин», «Ильмень» и «Володарский»), которые были законсервированы с ледовыми повреждениями корпусов после арктической навигации 1937 года, флот Мурманского пароходства насчитывал в 1940 году 37 судов общей грузоподъёмностью более 122 тысяч тонн. Суда были переданы в МГМП вместе с экипажами. Подготовка такого разом выросшего флота к арктической навигации оказа­ лось делом нешуточным. Судоремонтный завод Наркомфлота не обладал для этого достаточной мощностью. Многим экипажам пришлось ремонтировать свои суда собственными силами. Так машинные команды «Моссовета» и «Циолковского» самостоятельно произвели средний ремонт главных двигате­ лей и вспомогательных механизмов. Постарались и судоремонтники Мурман­ ска. К июню 1940 года флот пароходства был готов к навигации. Обстановка этой навигации была весьма тревожной, полувоенной. Север­ ный флот ввёл особый режим плавания для торговых и промысловых судов: на подходах к Кольскому заливу и в самом заливе постоянно дежурили стороже­ вые корабли. 22 июня 1940 года было опубликовано совместное постановление Совнар­ кома и ЦК ВКП(б) «Об организационных мероприятиях по улучшению эксп­ луатации морского флота». Наркомат морского флота был наделён дополни­ тельными полномочиями, в связи с чем МГМП приняло в своё подчинение Кандалакшский и Беломорский порты. Постановление было обсуждено на всех судах. Началась борьба с аварийностью, с простоями судов, за совершенство­ вание организации работы флотов и портов. Эту борьбу по утвердившемуся уже обыкновению возглавила партийная организация. На заседании политот­ дела пароходства коммунисты резко критиковали коллектив порта за простои судов под грузовыми операциями. Портовикам были рекомендованы конкрет­ ные меры, которые затем помогли им справиться с отставанием, как, по край­ ней мере, говорилось в отчётах политотдела. МГМП организовало регулярные грузовые линии из Мурманска на Печо­ ру, в Дудинку, в Игарку, в Баренцбург и Грумант-Сити. Суда загружали в пря­ мом и обратном направлениях. Экипажи, соревнуясь, заключали договоры с коллективами портов о досрочной обработке судов. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz