Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
сосредоточить в районе полуостровов Рыбачий и Средний армейскую группу войск. Для транспорти ровки личного состава и техники из Мурманска в Мо- товский залив было привлечено 26 транспортов, ко торые перевезли около 30 тысяч человек, 180 орудий, более 500 тракторов и автомашин, 30 тысяч тонн гру зов. Ещё более объёмные перевозки начались сразу после объявления войны. Вскоре в Мурманске сосре доточились все оказавшиеся на Севере суда Север ного, Балтийского и Черноморского пароходств. Переданные в оперативное подчинение МГМП, они подключились к перевозкам. Суда ходили каравана ми с боевым охранением кораблей Северного флота, грузовые операции велись по нормативам военного времени, сплошь и рядом силами самого экипажа. Кроме того, приходилось, что называется, на ходу обучаться военному делу. В суровую зиму 1939/40 годов моряки трудились по 14—16 часов в сутки, выполняя специальные зада ния на пределе физического и морального напряжения. С начала декабря по март в район Петсамо перевозки продолжались безос тановочно. После заключения 12 марта 1940 года мирного договора с Финлян дией войска и техника из Петсамо в течение полутора месяцев частично были вывезены судами в Кольский залив. Кстати, не забудем и даже специально напомним о том, что с сентября 1939 по 1941 годы в Мурманске официально действовало два пароходства: аркти ческое и сухогрузное. И вот любопытное соприкосновение: когда 30 января 1940 года в Мурманске торжественно встречали «звёздную пару» —ледокол «И. Сталин» и ледокольный пароход «Георгий Седов», приписанные к Мур манскому арктическому пароходству, то именно А. Д. Фортученко, начальник нашего пароходства, будучи к тому же начальником квалификационной комис сии Мурманского порта, торжественно вручил К. С. Бадигину диплом капита на дальнего плавания. В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. К. С. Бадигин Фото из фондов музея истории ММП ГРИБАНОВ Николай Федорович (1911-1960). Почетный работник морского флота (1944). В 1932 г. окончил Архангельский морской техникум. Плавал четвертым, третьим, вторым, с 1936 г. — старшим механиком на пароходах Северного морского пароходства. С 1939 г. — старший механик пароходов «Сосновец», «Мурманск», «Сестрорецк» Мурманского морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны работал на судах, которые обеспечивали мест ные перевозки военных грузов. За выполнение ответственных фронтовых заданий был удостоен ордена «Знак Почета». В 1952 г. был переведен на дол жность группового инженера механико-судовой службы. В 1953 г. вновь вернулся на флот и продолжал работать старшим механиком на пароходах «Володарский», «Илья Репин» Мурманского пароходства. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть» и др. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz