Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

сосредоточить в районе полуостровов Рыбачий и Средний армейскую группу войск. Для транспорти­ ровки личного состава и техники из Мурманска в Мо- товский залив было привлечено 26 транспортов, ко­ торые перевезли около 30 тысяч человек, 180 орудий, более 500 тракторов и автомашин, 30 тысяч тонн гру­ зов. Ещё более объёмные перевозки начались сразу после объявления войны. Вскоре в Мурманске сосре­ доточились все оказавшиеся на Севере суда Север­ ного, Балтийского и Черноморского пароходств. Переданные в оперативное подчинение МГМП, они подключились к перевозкам. Суда ходили каравана­ ми с боевым охранением кораблей Северного флота, грузовые операции велись по нормативам военного времени, сплошь и рядом силами самого экипажа. Кроме того, приходилось, что называется, на ходу обучаться военному делу. В суровую зиму 1939/40 годов моряки трудились по 14—16 часов в сутки, выполняя специальные зада­ ния на пределе физического и морального напряжения. С начала декабря по март в район Петсамо перевозки продолжались безос­ тановочно. После заключения 12 марта 1940 года мирного договора с Финлян­ дией войска и техника из Петсамо в течение полутора месяцев частично были вывезены судами в Кольский залив. Кстати, не забудем и даже специально напомним о том, что с сентября 1939 по 1941 годы в Мурманске официально действовало два пароходства: аркти­ ческое и сухогрузное. И вот любопытное соприкосновение: когда 30 января 1940 года в Мурманске торжественно встречали «звёздную пару» —ледокол «И. Сталин» и ледокольный пароход «Георгий Седов», приписанные к Мур­ манскому арктическому пароходству, то именно А. Д. Фортученко, начальник нашего пароходства, будучи к тому же начальником квалификационной комис­ сии Мурманского порта, торжественно вручил К. С. Бадигину диплом капита­ на дальнего плавания. В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. К. С. Бадигин Фото из фондов музея истории ММП ГРИБАНОВ Николай Федорович (1911-1960). Почетный работник морского флота (1944). В 1932 г. окончил Архангельский морской техникум. Плавал четвертым, третьим, вторым, с 1936 г. — старшим механиком на пароходах Северного морского пароходства. С 1939 г. — старший механик пароходов «Сосновец», «Мурманск», «Сестрорецк» Мурманского морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны работал на судах, которые обеспечивали мест­ ные перевозки военных грузов. За выполнение ответственных фронтовых заданий был удостоен ордена «Знак Почета». В 1952 г. был переведен на дол­ жность группового инженера механико-судовой службы. В 1953 г. вновь вернулся на флот и продолжал работать старшим механиком на пароходах «Володарский», «Илья Репин» Мурманского пароходства. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть» и др. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz