Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 1 Предвоенные годы \ сентября 1939 года на основании постановления Экономсовета при Совнаркоме СССР был издан приказ № 239 наркома морского флота С. С. Дукельского «Об организации Мурманского государ­ ственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства» (МГМП). По этому приказу на баланс МГМП были переданы восемь судов Балтийского па­ роходства —«Унжа», «Мета», «Шелонь», «А. Марти», «Спартак», «Вишера», «Кама», «Эльтон» —и четыре Северного: «Пролетарий», «Герцен», «Суббот­ ник» и «Сосновец». Кроме того, для временной эксплуатации передавались еще два судна из Балтийского ГМП —«Вытегра» и «Сура» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 1). Все полученные пароходы были далеко не первой молодости: балтийские насчитывали в среднем по 20 лет эксплуатации, а полученные от Архангельска были еще старше: «Пролетарий» «родился» в 1905 году, а небольшие грузо-пас­ сажирские суда «Герцен», «Субботник» (бывший «Преподобный Трифон») и «Сосновец» (бывший «Великая княгиня Ксения») строились и вовсе в XIX веке. Кстати, два последних принадлежали прежде Товариществу Архангельско- Мурманского срочного пароходства, которое вот таким образом протянуло руку своему младшему, уже советскому, собрату (Чесноков, 1979. С. 16). Тем же приказом пароходству подчинялись Мурманский торговый порт и судоремонтный завод, ранее находившийся в ведении Балтийского ГМП. Начальником нового пароходства стал тридцатитрехлетний Александр Дмитриевич Фортученко. Не сняли с него и обязанностей начальника порта, каковым Фортученко был до нового назначения. Управление МГМП размес­ тилось в припортовом деревянном двухэтажном доме, потеснив располагаю­ щуюся там же контору порта. Времени на раскачку не давалось. Мало того, моряки здешнего торгового флота одними из первых почувствовали на себе зловещее дыхание большой войны. В начале Второй мировой на море господствовал английский флот, и поэтому осенью 1939-го, в Мурманске нашли убежище больше трёх десятков германских судов. Пользуясь гостеприимством порта, некоторые из экипажей занимались фотосъемкой и иными действиями разведывательного характера. К тому же в ноябре начался советско-финляндский конфликт. И еще до его начала, уже в сентябре 1939-го Генеральный штаб РККА принял решение 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz