Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Глава 1 Предвоенные годы \ сентября 1939 года на основании постановления Экономсовета при Совнаркоме СССР был издан приказ № 239 наркома морского флота С. С. Дукельского «Об организации Мурманского государ ственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства» (МГМП). По этому приказу на баланс МГМП были переданы восемь судов Балтийского па роходства —«Унжа», «Мета», «Шелонь», «А. Марти», «Спартак», «Вишера», «Кама», «Эльтон» —и четыре Северного: «Пролетарий», «Герцен», «Суббот ник» и «Сосновец». Кроме того, для временной эксплуатации передавались еще два судна из Балтийского ГМП —«Вытегра» и «Сура» (ГАМО. Ф. 753. Оп. 2. Д. 1). Все полученные пароходы были далеко не первой молодости: балтийские насчитывали в среднем по 20 лет эксплуатации, а полученные от Архангельска были еще старше: «Пролетарий» «родился» в 1905 году, а небольшие грузо-пас сажирские суда «Герцен», «Субботник» (бывший «Преподобный Трифон») и «Сосновец» (бывший «Великая княгиня Ксения») строились и вовсе в XIX веке. Кстати, два последних принадлежали прежде Товариществу Архангельско- Мурманского срочного пароходства, которое вот таким образом протянуло руку своему младшему, уже советскому, собрату (Чесноков, 1979. С. 16). Тем же приказом пароходству подчинялись Мурманский торговый порт и судоремонтный завод, ранее находившийся в ведении Балтийского ГМП. Начальником нового пароходства стал тридцатитрехлетний Александр Дмитриевич Фортученко. Не сняли с него и обязанностей начальника порта, каковым Фортученко был до нового назначения. Управление МГМП размес тилось в припортовом деревянном двухэтажном доме, потеснив располагаю щуюся там же контору порта. Времени на раскачку не давалось. Мало того, моряки здешнего торгового флота одними из первых почувствовали на себе зловещее дыхание большой войны. В начале Второй мировой на море господствовал английский флот, и поэтому осенью 1939-го, в Мурманске нашли убежище больше трёх десятков германских судов. Пользуясь гостеприимством порта, некоторые из экипажей занимались фотосъемкой и иными действиями разведывательного характера. К тому же в ноябре начался советско-финляндский конфликт. И еще до его начала, уже в сентябре 1939-го Генеральный штаб РККА принял решение 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz