Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Ч а с т ь II У истоков (1939 г. — начало 50-х) В конце тридцатых годов, впрочем, как и на всем их протяжении, Кольское Заполярье бурно строилось. Расширялись мощности комбината «Апатит», возводился «Североникель», началось сооружение Кандалакшского химкомбината и еще одной Нивской ГЭС. Население непрерывно росло и подбиралось уже к 300 тысячам. Так что в 1938 году Мурманский округ вполне закономерно стал Мурманской областью. Соответственно росли и грузообороты, морские перевозки. За две первые пятилетки Мурман превратился в крупный промышленный район. В Мурманск шел морем лес из Игарки и беломорских портов, строительные материалы, оборудование. Для тралового флота и топливных нужд края увеличились перевозки шпицбергенского, печорского, норильского угля. За десять последних лет в четыре раза возросли пассажирские перевозки, быстро рос объём экспортно-импортных операций порта, С 1936 года из Мурманска стали уходить пароходы с грузами для борющейся республиканской Испании. Северное пароходство уже не справлялось с этими огромными грузо­ потоками, возникли затруднения в оперативном руководстве флотом. Всё указывало на целесообразность выделения Баренцева моря с Мурманским портом в самостоятельный бассейн со своим транспортным пароходством. Дополнительный импульс к созданию нашего пароходства дала начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война. Изоляция Балтики и. в меньшей степени, Черного моря привела к резкому сокращению перевозок в большом каботаже и загранплавании. Из 146 судов Балтийского и Черноморского пароходств 50 наибо­ лее крупных сухогрузов и танкеров пришлось перевести на Север и Дальний Восток. В такой обстановке и началась история Мурманского морского пароходства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz