Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Насть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ льдом. Каравану пришлось идти по маршруту «мыс Желания —Диксон» и тем как бы закрепить новый путь прохода судов из Баренцева моря в Кар­ ское. Не лишним будет упомянуть, что в 1940 году по личной договорённости германского правительства с И. В. Сталиным по Северному морскому пути под проводкой советских ледоколов совершил сквозное плавание фашистский рей­ дер «Комет» (капитан 1 ранга германского военно-морского флота Р. Эйссен). Правда, чтобы скрыть бортовое вооружение, рейдер был закамуфлирован под торговое судно. Закамуфлировано было и отношение наших правительствен­ ных лиц к этому плаванию фашистского корабля, а посему, несмотря на возму­ щенный протест антифашистских правительств, крейсер прошел в Тихий оке­ ан беспрепятственно. Под занавес навигации 1940 года случилась беда. У берегов Камчатки в ок­ тябре во время урагана затонул ледокольный пароход «Малыгин» (капитан Н. В. Бердников). Погибли все члены экипажа и находившаяся на борту науч­ ная экспеция (начальник Я. К. Смирницкий, руководитель гидрографической партии Г. Е. Ратманов). Задания 1940 года по перевозке грузов и пассажиров Мурманское государ­ ственное морское арктическое пароходство (начальник Н. П. Аннин) перевы­ полнило. Из льдов были выведены все суда. Крупным достижением стало про­ дление сроков навигации до 113 суток. Начался 1941 год. В плане общей подготовки нашей страны к обороне погрузочно-разгрузочные операции Главсевморпути были переведены из Мурманска в менее доступный для противника Архангельский порт. Но во время подготовки к арктической навигации в марте 1941 года ледокол «И. Сталин» пришел в Мурманск, имея пробоины в подводной части и силь­ но выработанные дейдвудные подшипники. Требовался безотлагательный ремонт, а доки завода «Севморпуть» к тому времени ещё только достраива­ лись. Тогда главный инженер пароходства С. Н. Кузнецов предложил про­ ект ремонта на плаву путем кренования и дифферентования. Опытные мор­ ские специалисты Мурманска высказались против этого рискованного ме­ тода, но Н. П. Аннин, несмотря на возражения экспертов, отдал приказ начать работы. Такой способ серьёзного корпусного ремонта большого судна проводился впервые, аналога не было и за рубежом. Все участники уникальной операции ощущали огромную ответственность, работа шла круглосуточно, полтора ме­ сяца никто не сходил с борта ледокола. И ремонт завершился успешно, что по­ зволило пароходству раньше обычного начать арктическую навигацию. Завершая главу, следует отметить, что Главсевморпуть, преодолев ряд не­ поладок и ошибок, освободившись от неподъемных, несвойственных ему на­ правлений работы, превратился к этому времени в авторитетную транспорт­ ную организацию, немаловажной, орденоносной частью которой являлось Мур­ манское арктическое пароходство. Однако с началом Великой Отечественной 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz