Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Насть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ льдом. Каравану пришлось идти по маршруту «мыс Желания —Диксон» и тем как бы закрепить новый путь прохода судов из Баренцева моря в Кар ское. Не лишним будет упомянуть, что в 1940 году по личной договорённости германского правительства с И. В. Сталиным по Северному морскому пути под проводкой советских ледоколов совершил сквозное плавание фашистский рей дер «Комет» (капитан 1 ранга германского военно-морского флота Р. Эйссен). Правда, чтобы скрыть бортовое вооружение, рейдер был закамуфлирован под торговое судно. Закамуфлировано было и отношение наших правительствен ных лиц к этому плаванию фашистского корабля, а посему, несмотря на возму щенный протест антифашистских правительств, крейсер прошел в Тихий оке ан беспрепятственно. Под занавес навигации 1940 года случилась беда. У берегов Камчатки в ок тябре во время урагана затонул ледокольный пароход «Малыгин» (капитан Н. В. Бердников). Погибли все члены экипажа и находившаяся на борту науч ная экспеция (начальник Я. К. Смирницкий, руководитель гидрографической партии Г. Е. Ратманов). Задания 1940 года по перевозке грузов и пассажиров Мурманское государ ственное морское арктическое пароходство (начальник Н. П. Аннин) перевы полнило. Из льдов были выведены все суда. Крупным достижением стало про дление сроков навигации до 113 суток. Начался 1941 год. В плане общей подготовки нашей страны к обороне погрузочно-разгрузочные операции Главсевморпути были переведены из Мурманска в менее доступный для противника Архангельский порт. Но во время подготовки к арктической навигации в марте 1941 года ледокол «И. Сталин» пришел в Мурманск, имея пробоины в подводной части и силь но выработанные дейдвудные подшипники. Требовался безотлагательный ремонт, а доки завода «Севморпуть» к тому времени ещё только достраива лись. Тогда главный инженер пароходства С. Н. Кузнецов предложил про ект ремонта на плаву путем кренования и дифферентования. Опытные мор ские специалисты Мурманска высказались против этого рискованного ме тода, но Н. П. Аннин, несмотря на возражения экспертов, отдал приказ начать работы. Такой способ серьёзного корпусного ремонта большого судна проводился впервые, аналога не было и за рубежом. Все участники уникальной операции ощущали огромную ответственность, работа шла круглосуточно, полтора ме сяца никто не сходил с борта ледокола. И ремонт завершился успешно, что по зволило пароходству раньше обычного начать арктическую навигацию. Завершая главу, следует отметить, что Главсевморпуть, преодолев ряд не поладок и ошибок, освободившись от неподъемных, несвойственных ему на правлений работы, превратился к этому времени в авторитетную транспорт ную организацию, немаловажной, орденоносной частью которой являлось Мур манское арктическое пароходство. Однако с началом Великой Отечественной 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz