Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Седовцы после вызволения из ледового плена, 1940 г. Фото из фондов музея истории ММП шли не пустыми, как прежде, а стали вывозить лес из Игарки, уголь арктиче­ ских шахт. За перевозки ленских и янских грузов вводились прямые расчеты. На многих судах были оборудованы пассажирские помещения и уже существо­ вали разработанные тарифы на перевозку пассажиров в Арктике. Скажем, до­ рога до Мурманска от проливов Новой Земли стоила 50 руб., а от Амбарчика — 240. За питание и обслуживание пассажиры доплачивали 20 руб. в сутки. Для соотнесения с зарплатой: оклад гидролога в штабе морских операций состав­ лял 1500 руб., секретаря-стенографистки —800. В отличие от предыдущих, навигация-39 уже частично основывалась на хозяйственном расчёте пароходств и доказала возможность значительного уве­ личения масштабов транспортных операций в Арктике. В общем, она прошла успешно и завершилась экспериментальным рейсом ледокола «И. Сталин» (капитан М. П. Белоусов). Он впервые прошел по всему СМП дважды: от Мур­ манска до бухты Угольной (восточнее Певека) и обратно, блестяще выполнив задание и бросив якорь в Мурманске 27 сентября. Осуществление таких двой­ ных сквозных рейсов сулило немалую экономическую выгоду. Новый 1940 год ознаменовался долгожданным вызволением седовцев из ледовых «объятий». 13 января ледокол «И. Сталин» подошел к «Георгию Се­ дову» и 812-дневный рейс был завершен. За выполнение обширной программы 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz