Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. ледоколах впервые действовали штабы морских операций. Организация таких штабов непосредственно при начальниках морских операций Западного и Во­ сточного районов целиком оправдала себя в последующих навигациях. В прак­ тику работы штабов ввели совещания совместно с командованием ледоколов. Капитаны судов регулярно докладывали штабам о местонахождении, ледо­ вой обстановке, метеоусловиях, проделанной работе. Штабы явились средо­ точием руководства транспортной работой судов и проводкой их ледокола­ ми. В состав штабов входили: научно-оперативные группа, состоявшая из гид­ ролога и синоптика (на западе ими были М. М. Сомов и Д. А. Дрогайцев), а, кроме того, авиаспециалист, секретарь-стенографистка и шифровальщик. Синоптические данные, необходимые для прогноза, штабы получали от бере­ говых бюро погоды. Вся трасса СМП для обеспечения её службой погоды была разделена на пять районов. В каждом районе имелось своё бюро погоды и радиостанция, а также сеть полярных станций: к тому времени их действова­ ло уже более полусотни. Изменения наметились и в организации авиаразведки льдов. До 1939 года на СМП самолёты в сущности несли службу тактической авиаразведки. Теперь в практику вводилась стратегическая разведка льдов, то есть облёт самолетами, обладавшими большим радиусом действия, значительной аквато­ рии Арктики, вплоть до 80°с. ш. Расширилась и получила более серьёзную научную основу ледовая служба в Арктике. В 1939 году перед моряками Мурманского и Дальневосточного арктиче­ ских пароходст была поставлена особая задача: сделать сей год переломным в обеспечении экономической целесообразности эксплуатации флота в Аркти­ ке. На повестку дня встали вопросы о качестве и эффективности перевозок. Впервые было осуществлено прямое смешанное морское—речное сообщение между Мурманском и устьями Лены, Яны, Колымы. Обратным рейсом суда БЕЛОУСОВ Михаил Прокопьевич (1904-1946). Капитан дальнего плавания, в 1940— 1946 гг. — руководитель арктическо­ го флота СССР, Герой Советского Союза (1940). Окончил мореходное отде­ ление политехникума в Ростове-на-Дону. Ходил матросом, затем штурма­ ном на судах Дальневосточного пароходства. С 1935 г. назначен капитаном ледокола «Красин» с комсомольско-молодежным экипажем. В 1937— 1938 гг. руководил проводкой судов во льдах восточного района Северного мор­ ского пути. В 1939— 1940 гг., будучи капитаном л/к «И. Сталин» (впослед­ ствии «Сибирь»), совершил на нем двойной сквозной рейс по СМП в 1 на­ вигацию, в экспедиции под руководством И. Д. Папанина в 1940 г. освобо­ дил из льдов дрейфовавший ледокольный пароход «Г. Седов». В том же году назначен начальником морского управления ГУСМП. В годы Великой Отечественной войны руководил морскими перевозками в Арктике, возглавлял Управление Беломор­ ских ледовых операций в 1941— 1943 гг. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени. Именем Белоусова названы мысы на острове Циглера в Баренцевом море и в Антарктиде. Имя Белоу­ сова присвоено 2 ледоколам (1946 и 1953 гг.). 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz