Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ лись даже рядовые арктические моряки и зимовщики. «Доказано, —утверж­ далось тогда на очередном заседании в главке, —что одним из методов врагов было на время удалиться куда-нибудь подальше из центров. А куда? Ясно, что на Север!» (Каневский, 1991. С. 159). После неудачной навигации 1937 года начался обратный процесс —разук­ рупнение Главсевморпути, освобождение от несвойственных ему функций. При этом неудача 1937 года явилась лишь сигналом, а не главной причиной пере­ смотра прежних решений. Дело в том, что созданная в предыдущие годы систе­ ма хозяйствования на Севере получилась громоздкой, трудноуправляемой, нежизненной. Совнарком в постановлении от 29 августа 1938 года обязал Главсевморпуть сосредоточить внимание на решении основной задачи —превращении СМП в надёжно действующую транспортную магистраль. Предусматривалось усиле­ ние научного обслуживания трассы, расширение ледовой авиаразведки, осна­ щение арктических портов новой техникой. Планировалось издание полных лоций северных морей, аэрофотосъемка побережья Северного ледовитого оке­ ана и целый ряд других мероприятий. Функции хозяйственного и культурного обслуживания народов Севера были сняты с ГУСМП и возложены на местные органы Советской власти. В ведение союзных и республиканских наркоматов и ведомств передавались все предприятия, находившиеся в освоенных районах и не связанные с основной деятельностью Главсевморпути. На волне этих преобразований в сентябре 1938 года было ликвидировано и Мурманское территориальное управление ГУСМП. Свои животноводческие и Ледокол «И. Сталин» Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz