Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

ѳ В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. эксплуатация удалась, можем начать нормальную, принимать грузы, продавать билеты на сквозное плавание до любой промежуточной станции». И хотя ра­ ботники с мест, хозяйственники, а ещё раньше капитаны судов, в частности, опытный полярный капитан В. И. Воронин, выступили с критикой серьёзных недостатков в обслуживании навигаций, общая атмосфера упоения успехами была налицо. Но Северный Ледовитый океан не далее как в следующую навигацию охла­ дил своим ледовым компрессом особо разгоряченные головы. И хотя в Аркти­ ке плавало уже 160 судов (вместе с речными) и перевезено было уже 290 тысяч тонн грузов, ни одно пароходство не выполнило навигационного плана. А дру­ гой, 1937, год стал просто катастрофическим. Из 64 судов, ходивших в различ­ ные районы Арктики, 26 были вынуждены зазимовать. Во время сжатия льдов погиб пароход «Рабочий». Причин такому трагическому результату было много: нехватка ледоколов, неопытность вновь назначенных руководителей морских операций, недоста­ точное авиационное обеспечение, поскольку в самый разгар северной навига­ ции на поиски пропавшей экспедиции летчика С. А. Леваневского были сня­ ты с ледовой разведки многие столь необходимые машины. Но шел 37-й год, и под давлением «оргвыводов» причины в основном свелись к «проискам вра­ гов народа». Были необоснованно репрессированы: нарком водного транспорта Н. И. Пахомов, зам. начальника ГУСМП Н. М. Янсон, начальник Северного морского пароходства Н. К. Руденко, известный полярный исследователь Н. И. Евгенов, уже упоминавшийся нами профессор Р. Л. Самойлович, зази­ мовавший на ледокольном пароходе «Садко», и ряд других лиц. Арестовыва- В0Р0НИН Владимир Иванович (1890-1952). Капитан ледокольного флота, исследователь Арктики. Родился в Архангель­ ской области. С 8 лет ходил зуйком в море на рыболовных судах, затем мат­ росом, помощником повара на пароходах купца Кузнецова. После оконча­ ния в 1912 г. мореходной школы — матрос на пароходах «Савватий», «Кан­ далакша», «Юшар», «Ломоносов»; старший помощник капитана на пароходе «Фёдор Чижов», потопленном в 1918 г. немецкой подводной лодкой у Вай- да-губы. Участник Карских хлебных экспедиций 1921— 1925 гг. Работал на линии Архангельск— Берген— Лондон. Окончил Архангельское мореходное училище. С 1926 г. — капитан на ледокольных судах «Г. Седов», «А. Сибиря­ ков», «Челюскин». Вместе с 0. Ю. Шмидтом поднял советский флаг на Зем­ ле Франца-Иосифа, открыл 4 неизвестных ранее острова, один из которых назван его именем. В 1932 г. впервые в одну навигацию за 65 суток прошел на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» по Северному морскому пути из Архангельска в Петропавловск-Камчатский. В Великую Отечественную войну — старший военный лоцман Беломорской военной флотилии, провел боевые кораб­ ли «Баку», «Разъяренный», «Разумный» с Дальнего Востока на Северный флот по трассе Севморпути. С 1943 г. — капитан флагманского ледокола «И. Сталин». В 1948 г. возглавил китобойную флотилию «Слава». Умер на капитанском мостике ледокола «И. Сталин» на подходе к о. Диксон. Именем Воронина были названы: Архангельское мореходное училище, ледокол, несколько географи­ ческих пунктов. Пять братьев Ворониных стали капитанами и три сына Владимира Ивановича пошли по его стопам. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz