Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Личный состав экспедиции и экипажа ледореза «Фёдор Литке», совершивших сквозной поход по СМП в 1934 г. Фото из фондов МОКМ ляя их на решение общих задач. С этого времени можно и нужно говорить о единых, проводимых ежегодно транспортных операциях по всему Северному морскому пути. В навигации 1935 года участвовало около 100 судов, перевезено было более 230 тысяч тонн грузов. С экономической точки зрения целесообразность ис­ пользования СМП оказалась несомненной. Расчеты показали выгодность пе­ реключения сюда основного грузопотока из центральных областей страны в Якутию и на Чукотку. Впечатляющие успехи вызвали, однако, и заметное головокружение. Высту­ пая в центральной печати, О. Ю. Шмидт писал о навигации 1935 года: «Пробная ШМИДТ Отто Юльевич (1891-1956). Советский ученый, государственный деятель, один из организаторов освое­ ния Северного морского пути, академик (1935), вице-президент АН СССР (1939— 1942), Герой Советского Союза (1937). Один из основателей и глав­ ный редактор Большой Советской Энциклопедии (1924— 1941). В 1929 г. Шмидт возглавил экспедицию на л/п «Георгий Седов», создавшую первую научно-исследовательскую станцию на Земле Франца-Иосифа. В 1930— 1932 гг. — директор Арктического и Антарктического института в Ленинграде. В 1932— 1939 гг. — начальник Главсевморпути. В 1932 г. воз­ главил экспедицию на л/п «Сибиряков», который прошел за одну навига­ цию из Архангельска в Тихий океан. В 1933— 1934 гг. был во главе экспеди­ ции на пароходе «Челюскин», снова сделавшей попытку пройти СМП за одну навигацию. В мае 1937 г. руководил экспедицией, создавшей дрейфующую станцию «Северный полюс-1», а в феврале 1938 г. возглавлял операцию по снятию 4 членов станции со льдины. Награжден 3 орденами Ленина и др. орденами и медалями. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz