Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. линий, ледокольный флот зверобойных промыслов, транзитные суда Карских товарообменных экспедиций. В 1934 году функции агентства были переданы Мурманскому морскому торговому порту, имевшему уже наиболее устойчи вый и равномерный грузооборот среди морских портов страны. До 30-х годов арктическое мореплавание на флангах Северного морского пути развивалось обособленно друг от друга. На каждом из участков реша лись свои задачи. На западе —Карские экспедиции, на востоке —Колымские рейсы. Возросшая индустрия нашего государства подготовила условия для решения одного из самых сложных транспортных вопросов —освоение сквоз ного Северного морского пути. Быстрейшее установление сообщения по нему требовала и международная обстановка. Агрессивную политику вела Япония, готовившая нападение на Советское Приморье. Чрезвычайно важно было, в случае надобности, использовать СМП как военную коммуникацию. Поэто му в 1932 году Советский Союз устроил массированный штурм СМП, куда вышли несколько экспедиций, десятки судов. И самый громкий успех выпал на долю ледокольного парохода «А. Сибиряков» (капитан В. И. Воронин). Он сумел-таки, хоть и с величайшим трудом, иногда в вынужденном дрей фе, а в конце рейса и под парусами пройти СМП за одну навигацию, вернув шись в Мурманск южными морями. Поход «А. Сибирякова» как бы подвел итоги первого пятнадцатилетнего периода работ Советского государства в Арктике и вместе с тем открыл новый этап в освоении арктического мореп лавания. Задачи этого нового этапа прозвучали в постановлении Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР от 17 декабря 1932 года об организации Главного управления Северного морского пути (ГУСМП): «Проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути» (Белов, 1969. С. 98). САМОЙЛОВЫМ Рудольф Лазаревич (1881-1940). Известный географ, исследователь Арктики, профессор (1928). В 1904 г. окончил горную академию в Германии. В 1912 г. участвовал в гео логической экспедиции А. Русанова на архипелаг Шпицберген. Один из ини циаторов и первый руководитель Северной научно-промысловой экспеди ции (1920— 1925); после ее реорганизации — директор института по изуче нию Севера (1925— 1930), а в 1932— 1938 гг. — заместитель директора Всесоюзного арктического института. Основал кафедру полярных стран в Ленинградском университете и заведовал ею. Начальник экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия». В 1928— 1930 гг. участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Г. Седов» на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю. В 1931 г. руководил научной частью международной экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин», возглавлял экспедиции на судах «В. Русанов» (1932), «Г. Седов» (1934) и «Садко» (1936,1937— 1938). В 1938 г. был репрессирован. Именем Р. Л. Самойловича названы пролив и ледниковый купоп на Земле Франца-Иосифа, бухта на Новой Земле, гора на Земле Королевы Мод и полуостров в Антарктиде. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz