Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. линий, ледокольный флот зверобойных промыслов, транзитные суда Карских товарообменных экспедиций. В 1934 году функции агентства были переданы Мурманскому морскому торговому порту, имевшему уже наиболее устойчи­ вый и равномерный грузооборот среди морских портов страны. До 30-х годов арктическое мореплавание на флангах Северного морского пути развивалось обособленно друг от друга. На каждом из участков реша­ лись свои задачи. На западе —Карские экспедиции, на востоке —Колымские рейсы. Возросшая индустрия нашего государства подготовила условия для решения одного из самых сложных транспортных вопросов —освоение сквоз­ ного Северного морского пути. Быстрейшее установление сообщения по нему требовала и международная обстановка. Агрессивную политику вела Япония, готовившая нападение на Советское Приморье. Чрезвычайно важно было, в случае надобности, использовать СМП как военную коммуникацию. Поэто­ му в 1932 году Советский Союз устроил массированный штурм СМП, куда вышли несколько экспедиций, десятки судов. И самый громкий успех выпал на долю ледокольного парохода «А. Сибиряков» (капитан В. И. Воронин). Он сумел-таки, хоть и с величайшим трудом, иногда в вынужденном дрей­ фе, а в конце рейса и под парусами пройти СМП за одну навигацию, вернув­ шись в Мурманск южными морями. Поход «А. Сибирякова» как бы подвел итоги первого пятнадцатилетнего периода работ Советского государства в Арктике и вместе с тем открыл новый этап в освоении арктического мореп­ лавания. Задачи этого нового этапа прозвучали в постановлении Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР от 17 декабря 1932 года об организации Главного управления Северного морского пути (ГУСМП): «Проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути» (Белов, 1969. С. 98). САМОЙЛОВЫМ Рудольф Лазаревич (1881-1940). Известный географ, исследователь Арктики, профессор (1928). В 1904 г. окончил горную академию в Германии. В 1912 г. участвовал в гео­ логической экспедиции А. Русанова на архипелаг Шпицберген. Один из ини­ циаторов и первый руководитель Северной научно-промысловой экспеди­ ции (1920— 1925); после ее реорганизации — директор института по изуче­ нию Севера (1925— 1930), а в 1932— 1938 гг. — заместитель директора Всесоюзного арктического института. Основал кафедру полярных стран в Ленинградском университете и заведовал ею. Начальник экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия». В 1928— 1930 гг. участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Г. Седов» на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю. В 1931 г. руководил научной частью международной экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин», возглавлял экспедиции на судах «В. Русанов» (1932), «Г. Седов» (1934) и «Садко» (1936,1937— 1938). В 1938 г. был репрессирован. Именем Р. Л. Самойловича названы пролив и ледниковый купоп на Земле Франца-Иосифа, бухта на Новой Земле, гора на Земле Королевы Мод и полуостров в Антарктиде. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz