Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Северного, и всех других пароходств, а также иностранных фирм. В 1926 году Мурманскому морскому агентству были переданы ещё и функции отделения Ленинградской фрахтовой конторы. В мае 1928 году произошло событие, которое, как считают специалисты, решительно повлияло на развитие арктического мореплавания. Не случись тог да трагедии с дирижаблем «Италия», многое в Арктике могло пойти иным путем. На призыв, донесшийся из Красной палатки, откликнулся почти весь цивилизованный мир. На помощь потерпевшим крушение воздухоплавателям устремились десятки самых разных судов, более двадцати самолетов, но наи более действенным спасателем оказался ледокол «Красин» (капитан К. П. Эгги), шедший с приданным ему самолетом Бориса Чухновского. Экипаж самолета «навел» ледокол на осколок льдины, где находились потерявшие всякую надежду на спасение Цаппи и Мариано. Их взяли на борт, и в тот же день «Красин» подошел к Красной палатке. Отвечая на вопрос «Почему это удалось именно русским?», великий по лярник Фритьоф Нансен уверенно заявил: «Их новшество —ледокол в сочета нии с самолетом —сделало невозможное возможным». В эти же июльские дни 1928 года «Красин» спас и напоровшийся на льдину немецкий лайнер «Монте-Сервантес». На его борту находились 1500 туристов и 318 членов команды. Восемь дней и ночей латали моряки «Красина» немец кое судно, выкачивали воду из его затопленных трюмов. Глава нашей спаса тельной экспедиции профессор Рудольф Лазаревич Самойлович особенно под черкивал заслуги в спасении «немца» старшего механика «Красина» М. И. Ер шова и старшего помощника капитана П. А. Пономарева —будущего первого командира атомохода «Ленин». В сознании миллионов людей надолго и прочно запечатлелся поход «Кра сина», он помог осмыслить, сколь велики таящиеся в ледоколе и самолете воз можности для всестороннего изучения и освоения Арктики. 30 января 1931 года был образован общесоюзный Народный комиссариат водного транспорта, и Мурманское морское агентство вплоть до 1934 года об служивало суда загранплавания Наркомвода, каботажных грузо-пассажирских ЭГГИ Карл Павлович (1893 - ?). В 1918 г. окончил Архангельское мореходное училище. Принимал участие в Карских экспедициях. С 1922-го по 1933 гг. — старший помощник, капитан судов «Ф. Литке», «Красин», «Ленин», «Г. Седов», «А. Сибиряков». В 1934 г. был назначен флаг-капитаном по перегону пяти тральщиков из Владивос тока в Мурманск через тропики, а затем направлен на приемку и перегон судов, закупленных в Германии. Работал капитаном-наблюдателем за пост ройкой ледоколов. Награжден английским правительством медалью «За спасение погибаю щих». Так отмечено его участие в спасении парохода «Вольтурно» в Север ной Атлантике. А в 1928 г. К. П. Эгги был награжден орденом Трудового Красного Знамени за спасение экспедиции Нобиле. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz