Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ сельскохозяйственное оборудование и рассчиталось за него своими товарами. Успешными —уже без потерь судов —были и последующие товарообменные экспедиции. В историю арктического мореплавания Карские операции вошли как очень важный период опытных экспедиционных плаваний, создания сис­ темы научно-оперативного обслуживания навигации, развития и становления ледовой авиаразведки. Это был период поисков новых форм и методов освое­ ния арктических морей. Каждая Карская экспедиция вносила что-то новое, своё, и даже неудачи были поучительны, предупреждали от ошибок в будущем при решении транспортной проблемы. 13 июня 1922 года был образован Государственный торговый флот (Гос- торгфлот) с четырьмя пароходствами в его составе —Балтийским, Северным, Черноморско-Азовским и Каспийским. В Мурманске, который к тому времени стал губернским центром, открылось морское агентство Балтийского пароход­ ства (с управлением в Петрограде) и Северного (с управлением в Архангель­ ске). Вначале это последнее располагалось при станции Мурманск, а затем по­ лучило собственный деревянный дом. В распоряжении агентства были склад материального имущества для снабжения судов, ледник, запас угля для бунке­ ровки пароходов, рейдовый катер. В 1923 году Госторгфлот открыл регулярную грузовую линию Мурманск — Лондон. На ней работал пароход «Юшар» (дореволюционный «Колгуев»), на зимнее время линию усиливали освобождавшимися после закрытия навига­ ции на Севере пароходами «Большевик», «Гарибальди», «Спартак». Работа­ ли и местные линии, опиравшиеся на Мурманск: с ноября по май —Зимне- Мурманская (в Иокангу и Вардё) и Западно-Мурманская (Мотовский залив— Вардё). В том же 1923 году Северное пароходство начало зверобойные промыслы в Белом море. Экспедиции на ледокольных пароходах «Малыгин», «Владимир Русанов», «Георгий Седов», «А. Сибиряков» готовило и снаряжало Мурман­ ское морагентство. В марте эти суда отправлялись во льды, а спустя месяц, воз­ вращались в Мурманск, выгружали добычу, пополнялись углем, водой, прови­ зией и вновь отправлялись на «зверобойку». Начавшийся индустриальный рост Мурмана, восстановление рыбных про­ мыслов требовали увеличения перевозок. К 1924 году тоннаж каботажного флота восстановился почти до уровня 1913 года. Но судов для загранплавания по-прежнему не хватало. Росту флота помогло создание в 1924 году акционерного общества «Совет­ ский торговый флот». Учредителями его были Наркомат внешней торговли, монополизированной государством уже в декабре 1917 года, и Наркомат путей сообщения. Совторгфлот объединил в руках государства все суда, разбросан­ ные по разным наркоматам, акционерным обществам и ведомствам, в том чис­ ле и смешанным —советско-иностранным. В связи с этим, в Архангельске была учреждена Северная главная контора Севторгфлота, а в Мурманске —агентство, которое стало обслуживать суда и 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz