Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Рискованное предприятие осуществилось сравнительно благополучно. В общей сложности в Архангельск было доставлено около 10 тысяч тонн про­ дуктов и товаров. В 1921 году международная обстановка изменилась в пользу Советской России. После заключения в марте 1921 года торговых соглашений с Велико­ британией и Норвегией вновь возник вопрос о Карской товарообменной экс­ педиции, поскольку Англия и Норвегия являлись традиционными потребите­ лями сибирской продукции. Всю организацию этого сложного арктического ме­ роприятия советское государство впервые взяло на себя. Для заграничного отряда закупили пять судов: «Аркос», «Андре Марти», «Л. Красин», «Внешторг» и «Яков Свердлов». Начальником экспедиции пригласили известного поляр­ ного капитана Отто Свердрупа. На новоприобретенных пароходах, оборудованных ледовыми крепления­ ми, радиостанциями, прожекторами, везли закупленные за рубежом товары, среди которых преобладали сельскохозяйственные машины и инвентарь на сумму более полумиллиона фунтов стерлингов. Ко времени выхода в плавание у Англии удалось выкупить заказанный ещё в годы Первой мировой войны ледокол «Святой Александр Невский». Он получил имя «Ленин». Впервые в истории арктических навигаций линейный ледокол участвовал в проводке транспортных судов сквозь льды. В Сибирь все суда экспедиции прошли без потерь и, сдав более 10 тысяч тонн импортных грузов, приняли 5 тысяч тонн экспорта и около 9 тысяч тонн хлеба для Архангельска. Однако на обратном пути 14 сентября пароход «Ени­ сей», ударившись о небольшую льдину, получил пробоину и затонул в течение 17 минут. Экипаж был спасен, но на пароходе погибло 120 тысяч пудов зерна и муки. Вдобавок 17 сентября получила пробоину «Обь». Даже после перегруз­ ки большей части хлеба на борт «Малыгина» положение судна не улучшилось, и «Обь» затонула. Несмотря на гибель двух судов и ряд организационных недостатков, в целом экспедиция свою задачу выполнила. Сибирь получила необходимое НИКОЛАЕВ Михаил Васильевич (1870-1926). Полярный капитан и исследователь Севера. С 1897-го по 1901 г. по при­ глашению адмирала Макарова контролировал строительство в Англии ле­ докола «Ермак», затем строительство ледокола «Св. Александр Невский» («Ленин»), В 1899 г. участвовал в экспедиции на «Ермаке» под руковод­ ством адмирала Макарова в Арктику. В Первую мировую и гражданскую войны плавал на гидрографических судах в Белом море. С 1920 г. — начальник водного района и морского транспорта в Архангельске. Спасал ледокольный пароход «Малыгин», дрейфовавший в Карском море с 85 пассажирами на борту. Организатор и начальник пяти Карских (Сибир­ ских) хлебных экспедиций в 1921— 1925 гг., которые стали толчком к освоению Северного морского пути и спасли от голода многие народы Севера в первые годы Совет­ ской власти. С 1926 г. командовал ледоколом «Ленин». Умер в Ленинграде на капитанском мостике ледокола «Ленин» от паралича сердца. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz