Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ную торговлю, в коей прибыль в 200% считалась нормой, и таким путем за ру беж утекли товары более чем на 100 млн рублей. Десятки лучших российских судов были уведены за границу. Общий урон здешнему хозяйству оценивался в 300 млн золотых рублей. Почти сразу обозначились трудности со снабжением. Кормить освобожден ные территории было некому. Уже в июне 1920 года архангельские власти на правляют в Наркомпрод отчаянные телеграммы: «Всякая задержка с подвозом хлеба обрекает промыслы на бездейственность. Неввоз хлеба в Печору, в Мезень грозит населению смертью. Пять уездов абсо лютно голодают, свои запасы все исчерпаны...» (Дорога в океан, 1970. С. 17). Ни Москва, ни Питер в тот момент помочь продовольствием не могли. Но помогли организовывать первую советскую Карскую экспедицию. Переговоры о ней, планировавшейся как товарообменной, начались в Лон доне в апреле 1920 года. Одновременно и в Сибири развернулись подготови тельные работы. 2 апреля при Сибирском ревкоме был основан Комитет Се верного морского пути «для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного морского пути в целях превращения его в артерию по стоянной практической связи, а также для технической организации и осуще ствления товарообмена с заграницей и транспортировки грузов в Европейскую Россию этим путем через устья рек Оби, Енисея, Лены и Колымы». Комитет готовился сосредоточить в устьях Оби и Енисея около 1 млн 300 тысяч пудов экспортного сырья. Вскоре, однако, международная обстановка резко изменилась, английская сторона отказалась от сотрудничества. Товарообменная экспедиция была сорвана. Но морской хлебный поход в Сибирь все равно состоялся, поскольку был жизненно необходим для Поморья. Испытывая острую нужду в судах и в обо рудовании, коммунисты Архангельска обратились с призывом ко всему насе лению города оказать помощь Сибирской экспедиции. Архангельские рабочие, портовые служащие, моряки горячо откликнулись на призыв. Не считаясь со временем, судостроители восстанавливали разбитые суда. Почти отсутствова ло топливо, но и тут выход был найден —добровольные дружины водолазов подняли уголь из засыпанного взрывом склада аванпорта «Экономия», а также с судов, затонувших в Горле Белого моря. В результате героических усилий удалось собрать около 3500 тонн угля, хотя требовалось больше 6 тысяч. «Перед нами, —писал начальник Сибирской экспедиции М. В. Николаев, — стояла дилемма: или сократить состав судов экспедиции и ограничиться дос тавкой в Архангельск лишь части того продовольствия, которое могла отпус тить Сибирь, или же вести экспедицию в полном составе, рискуя очутиться без угля на обратном пути. Исключительный случай требовал решения исключи тельного» (там же, с. 18). Было решено вести экспедицию в полном составе, но экономичным ходом, применяя буксировки судов. Для завершения обратного пути в Архангельск Беломортран —областное управление водным транспортом —обещало доста вить уголь в район Югорского Шара. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz