Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть I. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ную торговлю, в коей прибыль в 200% считалась нормой, и таким путем за ру­ беж утекли товары более чем на 100 млн рублей. Десятки лучших российских судов были уведены за границу. Общий урон здешнему хозяйству оценивался в 300 млн золотых рублей. Почти сразу обозначились трудности со снабжением. Кормить освобожден­ ные территории было некому. Уже в июне 1920 года архангельские власти на­ правляют в Наркомпрод отчаянные телеграммы: «Всякая задержка с подвозом хлеба обрекает промыслы на бездейственность. Неввоз хлеба в Печору, в Мезень грозит населению смертью. Пять уездов абсо­ лютно голодают, свои запасы все исчерпаны...» (Дорога в океан, 1970. С. 17). Ни Москва, ни Питер в тот момент помочь продовольствием не могли. Но помогли организовывать первую советскую Карскую экспедицию. Переговоры о ней, планировавшейся как товарообменной, начались в Лон­ доне в апреле 1920 года. Одновременно и в Сибири развернулись подготови­ тельные работы. 2 апреля при Сибирском ревкоме был основан Комитет Се­ верного морского пути «для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного морского пути в целях превращения его в артерию по­ стоянной практической связи, а также для технической организации и осуще­ ствления товарообмена с заграницей и транспортировки грузов в Европейскую Россию этим путем через устья рек Оби, Енисея, Лены и Колымы». Комитет готовился сосредоточить в устьях Оби и Енисея около 1 млн 300 тысяч пудов экспортного сырья. Вскоре, однако, международная обстановка резко изменилась, английская сторона отказалась от сотрудничества. Товарообменная экспедиция была сорвана. Но морской хлебный поход в Сибирь все равно состоялся, поскольку был жизненно необходим для Поморья. Испытывая острую нужду в судах и в обо­ рудовании, коммунисты Архангельска обратились с призывом ко всему насе­ лению города оказать помощь Сибирской экспедиции. Архангельские рабочие, портовые служащие, моряки горячо откликнулись на призыв. Не считаясь со временем, судостроители восстанавливали разбитые суда. Почти отсутствова­ ло топливо, но и тут выход был найден —добровольные дружины водолазов подняли уголь из засыпанного взрывом склада аванпорта «Экономия», а также с судов, затонувших в Горле Белого моря. В результате героических усилий удалось собрать около 3500 тонн угля, хотя требовалось больше 6 тысяч. «Перед нами, —писал начальник Сибирской экспедиции М. В. Николаев, — стояла дилемма: или сократить состав судов экспедиции и ограничиться дос­ тавкой в Архангельск лишь части того продовольствия, которое могла отпус­ тить Сибирь, или же вести экспедицию в полном составе, рискуя очутиться без угля на обратном пути. Исключительный случай требовал решения исключи­ тельного» (там же, с. 18). Было решено вести экспедицию в полном составе, но экономичным ходом, применяя буксировки судов. Для завершения обратного пути в Архангельск Беломортран —областное управление водным транспортом —обещало доста­ вить уголь в район Югорского Шара. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz