Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. «Потеряв свое сердце в штормовых ветрах и ледяной воде, у белых медве дей и бесконечности северных морей, она вернулась домой влюбленной и очень печальной, —пишет Уве. —Урсула мечтает о том, чтобы еще хотя бы раз по стоять на палубе и понаблюдать, как судно с грохотом рушит ледяные глы бы» (Банько, 2001). Уве Бок признаётся, что из-за финансовых трудностей они не могут позво лить себе такой поход, хотя Урсула желает этого больше всего на свете и пред лагает «сумасшедшую идею» —принять ее в состав экипажа: «Полная сил и энергии, Урсула готова работать там, где понадобится: забота ли это о пассажи рах, обслуживание, кухня, мытье холлов, —всё равно. Вознаграждением для нее будет северный ветер, вода, льды, корабль и горизонт» (там же). Ну и конечно, наиболее привлекательным, престижным, «коронным» воя жем был и остается для арктических туристов поход на Северный полюс. За десять лет, прошедших с первого туристического похода «России», то есть к началу третьего тысячелетия, наши атомные богатыри приходили к девяносто градусной широте уже 25 раз («Советский Союз» —7, «Ямал» —18), каждый раз доставляя к Северному полюсу около сотни туристов. Бесследно исчезли первоначальные опасения иностранцев получить дозу радиации, находясь рядом с атомным сердцем могучего ледокола. Рассеялась и боязнь «ненавязчи вого российского сервиса». Если поначалу туристические компании, организу ющие круиз, нанимали обслуживающий персонал преимущественно в тех странах, откуда набирали туристов, то в 2001 году, например, в 18-м по счету «полюсном» рейсе «Ямала» (капитан Александр Лембрик), иностранных туристов обслуживал только российский персонал. И он блестяще справился со своей задачей. Об этом рейсе стоит рассказать особо еще и потому, что состав его туристов впервые был исключительно дальневосточным: 105 японцев и один —гражда нин Южной Кореи. Круиз организовывала компания «Посейдон Арктик Вояд жере» совместно с японской турфирмой «WASА». Первый же день путешествия принес сюрприз: ледокол попал в жесто кий девятибалльный шторм. Медикам пришлось постараться, чтобы после изматывающей суточной качки поднять на ноги туристов и ослабевшую часть обслуживающего персонала. Зато вынужденный «пост» японцев во время шторма живо сменился незаурядным аппетитом. В последующие дни те 60 литров супа, которые готовились к обеду, «сметались» туристами без остатка. И вообще, русская кухня пришлась японцам по вкусу. Особенно рыбные блюда. Переход разнообразили лекции знаменитых исследователей Арктики Ни киты Овсянникова, Виктора Боярского, Кейзо Фунатзу, орнитолога Марии Гаврило и Олега Продана, который должен был совершить с вертолета пры жок с парашютом на Северный полюс, держа в руках российский и японский флаги. Для знакомства японцев с ледоколом были проведены две обзорные экс курсии. А уж на ходовом мостике туристы находились постоянно. 320
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz