Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В конце 1918 года в связи с разгромом Германии у стран Антанты оказались развязанными руки для борьбы против молодой Советской республики. В это время вновь стал актуальным вопрос об использовании Северного морского пути для связи с сибирской контрреволюцией для ее снабжения и подкрепле­ ния. С другой стороны, за организацию арктических экспедиций ратовали и сибирские промышленники, заинтересованные в систематическом вывозе местной продукции на мировые рынки. Всё это и побудило белогвардейские центры в Сибири и Архангельске начать подготовку Карской экспедиции. В апреле 1919 года при правительстве Колчака был создан Комитет Северного морского пути, ответственный за орга­ низацию и проведение арктических товарообменных операций. Вскоре в Анг­ лии на средства сибирских кооперативов был зафрахтован пароход «Байминго». На борту у него находились товары обычного ассортимента, ранее ввозивше­ гося в Сибирь: шерстяные ткани, галантерея, аптекарские товары, кофе, табак —всего 11 тысяч тонн. Одновременно в Швеции был снаряжен пароход «Холвар», загруженный сельскохозяйственными машинами и промышленным оборудованием. Основная часть белогвардейской Карской экспедиции готовилась прави­ тельством Северной области, которое после Н. В. Чайковского возглавил генерал Е. К. Миллер. В разгар этой подготовки оккупационные англо-франко-амери­ канские войска были вынуждены покинуть Север России, но, уходя из Архан­ гельска, британское военное командование всё же вменило в обязанность гене­ ралу Миллеру доставить Колчаку оружие и обмундирование. Были мобилизо­ ваны все наличные транспортные средства, которых явно не хватало после увода интервентами за границу многих русских судов. 15 августа 1919 года экспеди­ ция, во главе которой был поставлен уже известный нам гидрограф Борис Андреевич Вилькицкий, вышла в море. В Югорском Шаре архангельский караван соединился с зарубежными су­ дами. На переходе к устью Оби экспедиция встретила льды, проходя которые пароходы «Кильдин» и «Пахтусов» повредили винты, однако в начале сентяб­ ря все суда прибыли в бухту Находка, где их ожидал речной караван. Сибирские купцы доставили в устье Оби около полумиллиона пудов груза, главным образом —хлеба. Операция по разгрузке далеко еще не была оконче­ на, когда на Оби узнали о поражении Колчака. Перегрузочные работы были немедленно прекращены, наиболее ценный сибирский груз спешно переброси­ ли на «Байминго», и суда отправились в обратный путь. Архангельская группа судов вернулась в порт 28 сентября. «Байминго» достиг Ливерпуля в конце октября. Он доставил в Англию 450 тонн масла, 100 тонн льняного семени, 100 тонн шерсти, 310 вязок и 7 мешков пушнины. Конечно, это никак не могло окупить крупные расходы на снаряжение экспедиции (Белов, 1959. С. 60—62.). Тем временем в России завершался разгром белого движения. В начале 1920 года Север снова стал советским. Но и... ограбленным. За полтора предыдущих года отсюда было вывезено одного только сырья (лён, пенька, лес и проч.) на 50 млн рублей золотом. Кроме того, временные хозяева наладили спекулятив­ 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz