Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. В конце 1918 года в связи с разгромом Германии у стран Антанты оказались развязанными руки для борьбы против молодой Советской республики. В это время вновь стал актуальным вопрос об использовании Северного морского пути для связи с сибирской контрреволюцией для ее снабжения и подкрепле ния. С другой стороны, за организацию арктических экспедиций ратовали и сибирские промышленники, заинтересованные в систематическом вывозе местной продукции на мировые рынки. Всё это и побудило белогвардейские центры в Сибири и Архангельске начать подготовку Карской экспедиции. В апреле 1919 года при правительстве Колчака был создан Комитет Северного морского пути, ответственный за орга низацию и проведение арктических товарообменных операций. Вскоре в Анг лии на средства сибирских кооперативов был зафрахтован пароход «Байминго». На борту у него находились товары обычного ассортимента, ранее ввозивше гося в Сибирь: шерстяные ткани, галантерея, аптекарские товары, кофе, табак —всего 11 тысяч тонн. Одновременно в Швеции был снаряжен пароход «Холвар», загруженный сельскохозяйственными машинами и промышленным оборудованием. Основная часть белогвардейской Карской экспедиции готовилась прави тельством Северной области, которое после Н. В. Чайковского возглавил генерал Е. К. Миллер. В разгар этой подготовки оккупационные англо-франко-амери канские войска были вынуждены покинуть Север России, но, уходя из Архан гельска, британское военное командование всё же вменило в обязанность гене ралу Миллеру доставить Колчаку оружие и обмундирование. Были мобилизо ваны все наличные транспортные средства, которых явно не хватало после увода интервентами за границу многих русских судов. 15 августа 1919 года экспеди ция, во главе которой был поставлен уже известный нам гидрограф Борис Андреевич Вилькицкий, вышла в море. В Югорском Шаре архангельский караван соединился с зарубежными су дами. На переходе к устью Оби экспедиция встретила льды, проходя которые пароходы «Кильдин» и «Пахтусов» повредили винты, однако в начале сентяб ря все суда прибыли в бухту Находка, где их ожидал речной караван. Сибирские купцы доставили в устье Оби около полумиллиона пудов груза, главным образом —хлеба. Операция по разгрузке далеко еще не была оконче на, когда на Оби узнали о поражении Колчака. Перегрузочные работы были немедленно прекращены, наиболее ценный сибирский груз спешно переброси ли на «Байминго», и суда отправились в обратный путь. Архангельская группа судов вернулась в порт 28 сентября. «Байминго» достиг Ливерпуля в конце октября. Он доставил в Англию 450 тонн масла, 100 тонн льняного семени, 100 тонн шерсти, 310 вязок и 7 мешков пушнины. Конечно, это никак не могло окупить крупные расходы на снаряжение экспедиции (Белов, 1959. С. 60—62.). Тем временем в России завершался разгром белого движения. В начале 1920 года Север снова стал советским. Но и... ограбленным. За полтора предыдущих года отсюда было вывезено одного только сырья (лён, пенька, лес и проч.) на 50 млн рублей золотом. Кроме того, временные хозяева наладили спекулятив 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz