Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. вручил самому юному «покорителю» —Дэнису Патера. Поход увенчался нео­ споримым успехом. Пассажиры были в восторге от русского гостеприимства. В начале 90-х, когда резко упали перевозки на Севморпути, а содержание ледокольного флота постоянно требовало больших затрат, решено было пе­ реоборудовать «в пассажирскую сторону» ледокол «Капитан Драницын». Спе­ циалисты конструкторского бюро Мурманского пароходства спроектирова­ ли, а на финской судоремонтной верфи в Турку переоборудовали пассажир­ ские каюты, ресторан, камбуз, лекционный зал, помещения отдыха. Установили современные средства коллективной безопасности, новое радионавигацион­ ное оборудование. Всё это, разумеется, тоже стоило немалых денег, зато ледо­ кол стал соответствовать требованиям международной конвенции SOLAS по перевозке пассажиров. Для обслуживания туристов пароходство направило специально подготовленный персонал пассажирской службы: официантов, бортпроводников, администраторов, переводчиков. И уже в 1994 году «Капи­ тан Драницын» в качестве круизного судна побывал на Земле Франца-Иоси­ фа, на Шпицбергене, прошел с иностранными туристами по Северному мор­ скому пути, а, начиная с поздней осени, трижды побывал у берегов Антаркти­ ды. Лишь в марте 1995 года ледокол вновь появился у родного мурманского причала. Не менее насыщенным туристическими круизами в Арктику и Антарктику оказался для переоборудованного ледокола и 1995 год. А следующий вписан в историю как год первой арктической кругосветки. Выйдя из Киркенеса, ледо­ кол с туристами на борту прошел по Северному морскому пути до порта Про­ видения и мимо Аляски направился в Канадскую Арктику, а затем к Гренлан­ дии и Шпицбергену. Кстати, в том же 1996 году «Капитану Драницыну» пришлось выступить в роли своеобразного спасателя. Немецкое пассажирское судно «Хансиатик» в Канадской Арктике село на песчаную банку, и наш ледокол снял с него 128 пассажиров. А затем по согласованию с ММП был выполнен двухне­ дельный рейс во льдах с этими пассажирами, вызвавший у них подлинное восхищение. Бывший начальник отдела эксплуатации пассажирского флота Николай Румянцев вспоминает: «Уникальная операция по доставке провизии и багажа, эвакуация пассажиров и доставка их на “Драницын” проходили в условиях эк­ стремальных. Из-за малых глубин ледокол не мог безопасно подойти и встать на якорь вблизи аварийного судна. Пассажиров, груз и минимальный багаж снимали с “Хансиатика” и доставляли на необитаемый берег надувными лод­ ками. Затем наши вертолеты МИ-2 забирали пассажиров небольшими партия­ ми и высаживали на вертолетную площадку. До сих пор стоят в глазах первые туристы —они были очень усталые и... в шортах. Операция заняла почти 12 часов. Отойдя от переживаний, пассажиры по­ ведали, что чашу весов в пользу переезда на “Драницын” перевесила фраза, сказанная на собрании туристов супругами Шейли из Англии: “Мы были на этом ледоколе раньше. Всем нам повезло, что русские оказались здесь в это время, они не оставят нас в беде”» (Румянцев, 2005). 318

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz