Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. вручил самому юному «покорителю» —Дэнису Патера. Поход увенчался нео споримым успехом. Пассажиры были в восторге от русского гостеприимства. В начале 90-х, когда резко упали перевозки на Севморпути, а содержание ледокольного флота постоянно требовало больших затрат, решено было пе реоборудовать «в пассажирскую сторону» ледокол «Капитан Драницын». Спе циалисты конструкторского бюро Мурманского пароходства спроектирова ли, а на финской судоремонтной верфи в Турку переоборудовали пассажир ские каюты, ресторан, камбуз, лекционный зал, помещения отдыха. Установили современные средства коллективной безопасности, новое радионавигацион ное оборудование. Всё это, разумеется, тоже стоило немалых денег, зато ледо кол стал соответствовать требованиям международной конвенции SOLAS по перевозке пассажиров. Для обслуживания туристов пароходство направило специально подготовленный персонал пассажирской службы: официантов, бортпроводников, администраторов, переводчиков. И уже в 1994 году «Капи тан Драницын» в качестве круизного судна побывал на Земле Франца-Иоси фа, на Шпицбергене, прошел с иностранными туристами по Северному мор скому пути, а, начиная с поздней осени, трижды побывал у берегов Антаркти ды. Лишь в марте 1995 года ледокол вновь появился у родного мурманского причала. Не менее насыщенным туристическими круизами в Арктику и Антарктику оказался для переоборудованного ледокола и 1995 год. А следующий вписан в историю как год первой арктической кругосветки. Выйдя из Киркенеса, ледо кол с туристами на борту прошел по Северному морскому пути до порта Про видения и мимо Аляски направился в Канадскую Арктику, а затем к Гренлан дии и Шпицбергену. Кстати, в том же 1996 году «Капитану Драницыну» пришлось выступить в роли своеобразного спасателя. Немецкое пассажирское судно «Хансиатик» в Канадской Арктике село на песчаную банку, и наш ледокол снял с него 128 пассажиров. А затем по согласованию с ММП был выполнен двухне дельный рейс во льдах с этими пассажирами, вызвавший у них подлинное восхищение. Бывший начальник отдела эксплуатации пассажирского флота Николай Румянцев вспоминает: «Уникальная операция по доставке провизии и багажа, эвакуация пассажиров и доставка их на “Драницын” проходили в условиях эк стремальных. Из-за малых глубин ледокол не мог безопасно подойти и встать на якорь вблизи аварийного судна. Пассажиров, груз и минимальный багаж снимали с “Хансиатика” и доставляли на необитаемый берег надувными лод ками. Затем наши вертолеты МИ-2 забирали пассажиров небольшими партия ми и высаживали на вертолетную площадку. До сих пор стоят в глазах первые туристы —они были очень усталые и... в шортах. Операция заняла почти 12 часов. Отойдя от переживаний, пассажиры по ведали, что чашу весов в пользу переезда на “Драницын” перевесила фраза, сказанная на собрании туристов супругами Шейли из Англии: “Мы были на этом ледоколе раньше. Всем нам повезло, что русские оказались здесь в это время, они не оставят нас в беде”» (Румянцев, 2005). 318
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz