Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Насть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Архангельск—Игарка с заходом на Соловки, Диксон и в Дудинку, а на обрат ном пути —на остров Вайгач и в порт Мурманск. С 1967 года маршрут стал еще привлекательнее: «Вацлав Боровский» начал выполнять арктические высоко широтные круизы с заходом на Землю Франца-Иосифа. Здесь туристов выса живали на остров Хейса, окруженный плавающими айсбергами и льдами. Вок руг бродили белые медведи, а на льдинах лежали огромные моржи. Это уже была настоящая полярная экзотика. Рейсы моментально завоевали популяр ность по всему Советскому Союзу. Запись на круизы растягивалась на годы вперед. Такие высокоширотные походы стали возможными благодаря ледовому классу корпуса «Воровского», мощной силовой установке (8000 л.с.), а также тщательной подготовке рейсов. Плавание судна проходило под общим руко водством Штаба морских операций Западного сектора Арктики. Он снабжал капитана информацией о гидрометеоусловиях в районе плавания, обеспечивал авиационную ледовую разведку и давал рекомендации по выбору пути. Кроме того, в районе ЗФИ в этот период обычно находились на выгрузке 1—2 судна снабжения, которые всегда были готовы прийти на помощь теплоходу в про водке его во льдах. Несменяемым капитаном в этих круизах на «Вацлаве Воровском» был Михаил Гансович Каск —его воспоминания о первом походе мы поместили в главе «В загранплавании и в каботаже». Всего под командованием Каска было осуществлено четыре таких похода. В 1977 году эстафету арктических круизов переняли новые теплоходы типа «Мария Ермолова». В течение 6 лет арктический круиз выполнял т/х «Клав дия Еланская». В 1990 году история арктического туризма начала новый отсчет. Впервые в мире был организован туристический рейс на Северный полюс. Для этой цели в ММП выбрали атомоход «Россия», где капитаном был обаятельный человек, опытный полярный моряк, Герой Социалистического Труда Анато лий Алексеевич Ламехов. Администрация пароходства и экипаж ледокола сделали всё возможное, чтобы туристы чувствовали себя комфортно. В каче стве посредника была приглашена западногерманская фирма «Полар Шиф- фартс Консалтинд ГМБХ». Из кают-компании сделали ресторан, где класс ные повара готовили привычные для путешественников блюда. Оборудовали бар. Экипаж потеснился, и лучшие каюты предоставили гостям. Путевка на этот поистине исторический рейс оценивалась в 35 тысяч западногерманских марок. Первыми пассажирами оказались в основном бизнесмены из США, Кана ды, Франции, ФРГ, Саудовской Аравии —всего 41 человек. Самым старшим оказался коммерсант из Швейцарии Кристиан Штрайф, разменявший девя тый десяток, а самым младшим —одиннадцатилетний немецкий школьник Дэнис Патера. «Россия» вышла из Мурманска 31 июля 1990 года, а 8 августа опустила трап на льду Северного полюса, символический ключ от которого капитан Ламехов 317
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz