Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Насть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Архангельск—Игарка с заходом на Соловки, Диксон и в Дудинку, а на обрат­ ном пути —на остров Вайгач и в порт Мурманск. С 1967 года маршрут стал еще привлекательнее: «Вацлав Боровский» начал выполнять арктические высоко­ широтные круизы с заходом на Землю Франца-Иосифа. Здесь туристов выса­ живали на остров Хейса, окруженный плавающими айсбергами и льдами. Вок­ руг бродили белые медведи, а на льдинах лежали огромные моржи. Это уже была настоящая полярная экзотика. Рейсы моментально завоевали популяр­ ность по всему Советскому Союзу. Запись на круизы растягивалась на годы вперед. Такие высокоширотные походы стали возможными благодаря ледовому классу корпуса «Воровского», мощной силовой установке (8000 л.с.), а также тщательной подготовке рейсов. Плавание судна проходило под общим руко­ водством Штаба морских операций Западного сектора Арктики. Он снабжал капитана информацией о гидрометеоусловиях в районе плавания, обеспечивал авиационную ледовую разведку и давал рекомендации по выбору пути. Кроме того, в районе ЗФИ в этот период обычно находились на выгрузке 1—2 судна снабжения, которые всегда были готовы прийти на помощь теплоходу в про­ водке его во льдах. Несменяемым капитаном в этих круизах на «Вацлаве Воровском» был Михаил Гансович Каск —его воспоминания о первом походе мы поместили в главе «В загранплавании и в каботаже». Всего под командованием Каска было осуществлено четыре таких похода. В 1977 году эстафету арктических круизов переняли новые теплоходы типа «Мария Ермолова». В течение 6 лет арктический круиз выполнял т/х «Клав­ дия Еланская». В 1990 году история арктического туризма начала новый отсчет. Впервые в мире был организован туристический рейс на Северный полюс. Для этой цели в ММП выбрали атомоход «Россия», где капитаном был обаятельный человек, опытный полярный моряк, Герой Социалистического Труда Анато­ лий Алексеевич Ламехов. Администрация пароходства и экипаж ледокола сделали всё возможное, чтобы туристы чувствовали себя комфортно. В каче­ стве посредника была приглашена западногерманская фирма «Полар Шиф- фартс Консалтинд ГМБХ». Из кают-компании сделали ресторан, где класс­ ные повара готовили привычные для путешественников блюда. Оборудовали бар. Экипаж потеснился, и лучшие каюты предоставили гостям. Путевка на этот поистине исторический рейс оценивалась в 35 тысяч западногерманских марок. Первыми пассажирами оказались в основном бизнесмены из США, Кана­ ды, Франции, ФРГ, Саудовской Аравии —всего 41 человек. Самым старшим оказался коммерсант из Швейцарии Кристиан Штрайф, разменявший девя­ тый десяток, а самым младшим —одиннадцатилетний немецкий школьник Дэнис Патера. «Россия» вышла из Мурманска 31 июля 1990 года, а 8 августа опустила трап на льду Северного полюса, символический ключ от которого капитан Ламехов 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz