Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Пирамида—Баренцбург—Берген—Осло—Копенгаген—Рённе (остров Борн­ хольм)—Стокгольм—Хельсинки—Ленинград. Здесь заканчивался первый круиз и начинался второй: Ленинград—Стокгольм—Копенгаген—Гамбург—Тильбе- ри (Англия)—Лит (Шотландия)—Тромсё—Нордкап—Мурманск. Пассажирские суда сдавались также в аренду «Интуристу», Эстонскому пароходству, английской туристической фирме «STS». Хорошая репутация экипажей пассажирских судов Мурманского морского пароходства, работавших на международных линиях, сложилась благодаря ра­ душному приему и обслуживанию туристов. Их было принято встречать на судне не только хлебом-солью, но и букетом цветов в каютах. На пассажирских судах работали лучшие повара пароходства, такие, как Лебедь Леонид Алек­ сандрович. По его инициативе на «Клавдии Еланской» было введено украше­ ние блюд живыми цветами и выпечными изделиями, что всегда восхищало ту­ ристов. Вторые блюда и холодные закуски, выпускаемые Лебедем, являлись шедеврами кулинарного искусства. Тут же давались консультации и рецепты приготовления подаваемых блюд. Огромным успехом у туристов пользовались концерты художественной самодеятельности экипажей. По восторженному на­ стоянию зрителей они, бывало, длились по нескольку часов. Оно и понятно: судовым музыкальным инструментам и акустической аппаратуре, стоящей на наших судах, могли позавидовать многие профессиональные исполнители, а моряков в экипажи подбирали, учитывая их артистические наклонности. Многочисленные международные рейсы закономерно привели к тому, что суда пассажирского флота ММП стали членами обществ дружбы между СССР и наиболее посещаемыми странами. Так экипаж «Вацлава Воровского» был коллективным членом обществ СССР—Швеция, СССР—Норвегия, СССР— Финляндия; экипаж «Клавдии Еланской» —членом общества СССР—Шот­ ландия; экипаж «Марии Ермоловой» —членом обществ СССР—Великобрита­ ния и СССР—Шотландия. Экономические реформы обернулись крахом для нашего пассажирского флота. Он ведь всегда был убыточным для пароходства, но в советское время сравнительно безмятежно держался на государственных дотациях. В 90-х по­ ложение резко изменилось. Надо было самим зарабатывать на жизнь или рас­ продавать приватизированные фонды. «Артисток» попытались было отправить «налево», в норвежские рейсы, но степенная, благонравная Норвегия, столк­ нувшись с «новыми» и «новеющими» русскими, увидев их во всей красе «пер­ воначального накопления», не признающего никаких законов, решила себя поберечь. Рейсы, ставшие скандально известными далеко за пределами Мур­ манской области, закрыли по инициативе норвежской стороны. Впрочем, регу­ лярную линию Мурманск—Вадсё, открытую в октябре 1993 года, пароходство ликвидировало по собственной инициативе. Вячеслав Васильевич Кисляков, бывший тогда капитаном на «Канине», открывавший линию и работавший на ней, вспоминает: «Норвежцы к этому проекту отнеслись очень серьезно. Нор­ вежская сторона взяла на себя все портовые расходы, обеспечила бесплатную лоцманскую проводку. Да и у нас поначалу намерения были серьезные — 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz