Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Пирамида—Баренцбург—Берген—Осло—Копенгаген—Рённе (остров Борн хольм)—Стокгольм—Хельсинки—Ленинград. Здесь заканчивался первый круиз и начинался второй: Ленинград—Стокгольм—Копенгаген—Гамбург—Тильбе- ри (Англия)—Лит (Шотландия)—Тромсё—Нордкап—Мурманск. Пассажирские суда сдавались также в аренду «Интуристу», Эстонскому пароходству, английской туристической фирме «STS». Хорошая репутация экипажей пассажирских судов Мурманского морского пароходства, работавших на международных линиях, сложилась благодаря ра душному приему и обслуживанию туристов. Их было принято встречать на судне не только хлебом-солью, но и букетом цветов в каютах. На пассажирских судах работали лучшие повара пароходства, такие, как Лебедь Леонид Алек сандрович. По его инициативе на «Клавдии Еланской» было введено украше ние блюд живыми цветами и выпечными изделиями, что всегда восхищало ту ристов. Вторые блюда и холодные закуски, выпускаемые Лебедем, являлись шедеврами кулинарного искусства. Тут же давались консультации и рецепты приготовления подаваемых блюд. Огромным успехом у туристов пользовались концерты художественной самодеятельности экипажей. По восторженному на стоянию зрителей они, бывало, длились по нескольку часов. Оно и понятно: судовым музыкальным инструментам и акустической аппаратуре, стоящей на наших судах, могли позавидовать многие профессиональные исполнители, а моряков в экипажи подбирали, учитывая их артистические наклонности. Многочисленные международные рейсы закономерно привели к тому, что суда пассажирского флота ММП стали членами обществ дружбы между СССР и наиболее посещаемыми странами. Так экипаж «Вацлава Воровского» был коллективным членом обществ СССР—Швеция, СССР—Норвегия, СССР— Финляндия; экипаж «Клавдии Еланской» —членом общества СССР—Шот ландия; экипаж «Марии Ермоловой» —членом обществ СССР—Великобрита ния и СССР—Шотландия. Экономические реформы обернулись крахом для нашего пассажирского флота. Он ведь всегда был убыточным для пароходства, но в советское время сравнительно безмятежно держался на государственных дотациях. В 90-х по ложение резко изменилось. Надо было самим зарабатывать на жизнь или рас продавать приватизированные фонды. «Артисток» попытались было отправить «налево», в норвежские рейсы, но степенная, благонравная Норвегия, столк нувшись с «новыми» и «новеющими» русскими, увидев их во всей красе «пер воначального накопления», не признающего никаких законов, решила себя поберечь. Рейсы, ставшие скандально известными далеко за пределами Мур манской области, закрыли по инициативе норвежской стороны. Впрочем, регу лярную линию Мурманск—Вадсё, открытую в октябре 1993 года, пароходство ликвидировало по собственной инициативе. Вячеслав Васильевич Кисляков, бывший тогда капитаном на «Канине», открывавший линию и работавший на ней, вспоминает: «Норвежцы к этому проекту отнеслись очень серьезно. Нор вежская сторона взяла на себя все портовые расходы, обеспечила бесплатную лоцманскую проводку. Да и у нас поначалу намерения были серьезные — 311
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz