Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. нение. И пассажирская служба во главе с Семеном Коганом сумела неплохо решить эту задачу. Всё большую долю стали занимать туристско-экскурсион­ ные рейсы, «круизы выходного дня». Неизменной популярностью пользова­ лись рейсы на Соловецкие острова, к птичьим базарам у острова Харлов (запо­ ведник «Семь Островов»), круиз до Дальних Зеленцов с посещением филиала Биологического института Академии наук СССР. Наряду с короткими прогулочными и круизными рейсами пароходство освоило и ежегодно выполняло рейсы с советскими туристами из Мурманска в Ленинград и из Ленинграда в Мурманск с заходом на Шпицберген и в порты Северной и Западной Европы. В 1980 году по этому маршруту прошел т/х «Клавдия Еланская» с венгерскими гостями 0лимпиады-80, которые пос­ ле круиза Мурманск—Олесунн—Осло—Копенгаген—Стокгольм—Хельсинки— Ленинград были доставлены в Таллин, на олимпийскую регату. «Клавдия Елан­ ская» являлась тогда официальным олимпийским перевозчиком и заранее была подготовлена соответствующим образом. Зато и записи в книге отзывов были сродни нижеприведенному: «Директор Олимпийского круиза доктор Бакони Иштван и его коллеги выражают глубокую благодарность всему экипажу т/х “Клавдия Еланская” за необыкновенное умение поддержать контакт с вен­ герскими туристами разного возраста и разных профессий. Все туристы едино­ душно подчеркивают, что в круизе высочайшим образом организованы куль- турно-массовая работа и обслуживание пассажиров. Всё здесь сделано отлич­ но, от всей души, и, что важнее всего, не крикливо, а скромно и замечательно» (из неопубликованной рукописи воспоминаний В. В. Кислякова). В июне 1981 года, когда отмечались Дни мира и дружбы стран Северного Калотта, «Клавдия Еланская» совершила рейс по прибрежью Северной Нор­ вегии, посетив порты Киркенес, Вадсё, Альта, Тромсё, Хаммерфест. Рейс был очень ответственный, и наши моряки, конечно, постарались. По возвращении в родной порт экипажу была вынесена благодарность заместителем председате­ ля Мурманского облисполкома А. С. Дубровиным, возглавлявшим делегацию Мурманской области. Европейские круизы выполнялись в летний период, начинались обычно в первых числах июля в Мурманске и совершались по маршруту Мурманск— КИСЛЯКОВ Вячеслав Васильевич (род. в 1948 г.). Работал в пароходстве с 1966-го по 2009 гг. Прошел путь от матроса до капитана пассажирского флота. Ему принадлежала инициатива открытия регулярной линии между Мурманском и портами Норвегии. В 1995 г. Кисляков был направлен в Службу безопасности мореплавания на должность капитана-наставника, где он подготовил более 70 капитанов и сотни судоводителей, которые работали и продолжают успешно работать в ОАО «Мурманское морское пароходство». Почетный работник МФ (2003). В газете «Арктическая звезда» В. В. Кисляков долгие годы вёл постоянную рубрику «За безопасность мореплавания». 310

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz