Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
«До переоборудования, при полных запасах воды и топлива “Вацлав Бо ровский” имел грузоподъемность 300 тонн, а после —всего 10. Груз стали во зить за счет уменьшения запасов воды и топлива. Раньше воды хватало дойти до Кубы, а теперь —на двое суток. Электрический кран заменили на гидравли ческий, а он при температуре -15 уже не работает. К тому же в штормовую пого ду судно стало ложиться лагом к ветру, становилось трудноуправляемым. А самое страшное: никто не знал, что в переделанных санузлах металлические палубы проржавеют насквозь. При отличном состоянии судовых двигателей и хорошем корпусе судно пришло в негодность». Дальнейшая судьба «Вацлава Воровского» оказалась печальной. В начале «перестройки» его выкупило московское СП «Таис-Спорт». Были проекты пе реоборудовать лайнер в плавучую гостиницу, но они закончились ничем. Бес хозный теплоход, стоявший на якоре в Выборгском заливе, посещался «метал листами» и даже горел. В конце концов, судно опрокинулось и вот уже несколько лет лежит на боку, всхлипывая набегающей волной. Глядя на эти останки, уже трудно распознать в них былую гордость арктического пассажирского флота страны —красавец-лайнер, описанный некогда Виктором Конецким. Но вернемся ненадолго в 70-е, благодатные для пассажирской службы пароходства. Еще в сентябре 1967 года в Кольском заливе появилось первое пассажирское судно на подводных крыльях —«Комета-ІІ» (капитан А. К. Зай цев), которое совершало рейсы по Кольскому заливу до Кислой с заходом в Североморск, но уже летом 1968 года суда на подводных крыльях начали хо дить до Териберки, то есть выходить в открытое море. В конце 1970 года наш флот пополнился новым теплоходом «Канин», построенным в Болгарии, при нимающим на борт 92 пассажира. А начиная с 1975 года, одна за одной стали поступать «артистки» —«Мария Ермолова», «Алла Тарасова», «Клавдия Елан ская», построенные на югославской верфи «Титово Бродограделище». При по стройке этих судов были учтены все требования Международной конвенции по спасению жизни на море, а также по предотвращению загрязнения моря. Они предназначались для плаваний в условиях Севера, имели ледовый класс корпуса, были совершенно одинаковыми, и наши моряки с теплотой говорили о них, как о «трех сестрах». Будучи в полном смысле комфортабельными со временными теплоходами, «сестры» были снабжены новейшими навигацион ными системами, успокоителями качки, а каждая каюта оборудована душем, туалетом и кондиционером. Теплоход имел 200 спальных мест, но с учетом двух комфортабельных салонов с авиационными креслами на верхней палубе мог принять на борт 262 пассажира. Получив «трех сестер», Мурманское морское пароходство стало обладать самым молодым в стране пассажирским флотом. Если в 1970 году средний воз раст наших «пассажиров» составил 30 лет, то в 1978-м —всего 6. Транспортные потребности населения прибрежных пунктов Кольского полуострова с этой поры удовлетворялись полностью. С получением новых лайнеров необходимо было перестраивать работу. До 1975 года пассажирские суда пароходства почти не ходили за границу. Новым теплоходам общей вместимостью 786 мест предстояло найти достойное приме- _________________ В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг.____________ 308
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz