Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

«До переоборудования, при полных запасах воды и топлива “Вацлав Бо­ ровский” имел грузоподъемность 300 тонн, а после —всего 10. Груз стали во­ зить за счет уменьшения запасов воды и топлива. Раньше воды хватало дойти до Кубы, а теперь —на двое суток. Электрический кран заменили на гидравли­ ческий, а он при температуре -15 уже не работает. К тому же в штормовую пого­ ду судно стало ложиться лагом к ветру, становилось трудноуправляемым. А самое страшное: никто не знал, что в переделанных санузлах металлические палубы проржавеют насквозь. При отличном состоянии судовых двигателей и хорошем корпусе судно пришло в негодность». Дальнейшая судьба «Вацлава Воровского» оказалась печальной. В начале «перестройки» его выкупило московское СП «Таис-Спорт». Были проекты пе­ реоборудовать лайнер в плавучую гостиницу, но они закончились ничем. Бес­ хозный теплоход, стоявший на якоре в Выборгском заливе, посещался «метал­ листами» и даже горел. В конце концов, судно опрокинулось и вот уже несколько лет лежит на боку, всхлипывая набегающей волной. Глядя на эти останки, уже трудно распознать в них былую гордость арктического пассажирского флота страны —красавец-лайнер, описанный некогда Виктором Конецким. Но вернемся ненадолго в 70-е, благодатные для пассажирской службы пароходства. Еще в сентябре 1967 года в Кольском заливе появилось первое пассажирское судно на подводных крыльях —«Комета-ІІ» (капитан А. К. Зай­ цев), которое совершало рейсы по Кольскому заливу до Кислой с заходом в Североморск, но уже летом 1968 года суда на подводных крыльях начали хо­ дить до Териберки, то есть выходить в открытое море. В конце 1970 года наш флот пополнился новым теплоходом «Канин», построенным в Болгарии, при­ нимающим на борт 92 пассажира. А начиная с 1975 года, одна за одной стали поступать «артистки» —«Мария Ермолова», «Алла Тарасова», «Клавдия Елан­ ская», построенные на югославской верфи «Титово Бродограделище». При по­ стройке этих судов были учтены все требования Международной конвенции по спасению жизни на море, а также по предотвращению загрязнения моря. Они предназначались для плаваний в условиях Севера, имели ледовый класс корпуса, были совершенно одинаковыми, и наши моряки с теплотой говорили о них, как о «трех сестрах». Будучи в полном смысле комфортабельными со­ временными теплоходами, «сестры» были снабжены новейшими навигацион­ ными системами, успокоителями качки, а каждая каюта оборудована душем, туалетом и кондиционером. Теплоход имел 200 спальных мест, но с учетом двух комфортабельных салонов с авиационными креслами на верхней палубе мог принять на борт 262 пассажира. Получив «трех сестер», Мурманское морское пароходство стало обладать самым молодым в стране пассажирским флотом. Если в 1970 году средний воз­ раст наших «пассажиров» составил 30 лет, то в 1978-м —всего 6. Транспортные потребности населения прибрежных пунктов Кольского полуострова с этой поры удовлетворялись полностью. С получением новых лайнеров необходимо было перестраивать работу. До 1975 года пассажирские суда пароходства почти не ходили за границу. Новым теплоходам общей вместимостью 786 мест предстояло найти достойное приме- _________________ В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг.____________ 308

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz