Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. ной к берегу. Потом он, как-то скупо улыбаясь, вспоминал, что та мамаша оч­ нулась только на берегу, а вот отважный малыш даже не пикнул и зачарованно наблюдал за тем, что вытворяют дяди. А дяди на самом деле вытворяли чудеса (Селивёрстов, 2008. С. 238). Все остальные портопункты до Иоканги —Кильдин Восточный, Терибер- ка, Ярнышная, Харловка, Восточная Лица, Гаврилово, Дроздовка, в принципе, похожи один на другой. Всюду рейдовые стоянки на якоре, те же доры, катера, в лучшем случае маленькие буксиры, на которых подвозили пассажиров, да разная степень укрытия судна от штормовых непогод. Но популярные тогда пассажирские корабли на всех линиях водили капитаны-профессионалы: Максим Галкин, Михаил Каск, Иван Мещеряков, Василий Потанчук, Павел АЛЕКСЕЕВ Анатолий Васильевич (1918-1972). Капитан дальнего плавания. В 1937 г. поступил в Архангельский морской техникум. В 1940 г. доброволь­ цем ушел в Красную Армию, участвовал в финской кампании. С 1941-го по 1946 гг. работал судоводителем на судах «Карелия», «С. Перовская» Северного морского пароходства. В 1945 г. был назначен капитаном парохода «С. Перовская» и в 1946 г. вместе с судном переведен на работу в Мурманское морское пароходство. С 1946-го по 1948 гг. — капитан судов «Ястреб», «Сосновец», «Державин» Мурманского государственного морского пароходства. С 1949-го по 1956 гг. — морской инспектор, а затем до 1962 г. — капитан-наставник на судах пасса­ жирского флота. Капитан Алексеев отлично знал особенности прибрежного плавания в Баренцевом море и Кольском заливе. В 1963 г. окончил Мурманское мореходное училище, вернулся на флот и ходил капитаном на теплоходе «Сестрорецк». С 1968 г. — заместитель начальника экспедиционного отряда АСПТР (аварийно-спасательных и подъемно-технических работ). В 1969 г. был избран председателем Мурманского клуба капитанов. КАСК Михаил Гансович (род. в 1921 г.). Капитан Мурманского морского пароходства. Почетный работник морского флота. Заслуженный работник транспорта РСФСР (1981). Окончил 3 курса Мурманского морского рыбопромышленного техникума (1941), курсы штурманов малого плавания (1947), Мурманское мореходное училище (1959). В 1941 г. окончил курсы шоферов при Осоавиахиме и работал шофером при Мурманской областной больнице. В 1942 г. призван на военную службу, был зачислен в рабочую роту. Служил на Дальнем Востоке. В 1946 г. демо­ билизовался и поступил на работу в Мурманское государственное морское пароходство. Работал четвертым, третьим, пассажирским помощником капитана п/х «Ястреб», «Софья Перовская». С 1951 г. — капитан грузо-пассажирских судов «Тулома», «Ястреб», «Сосновец», «Сестро­ рецк», «Державин». В 1958 г. признан лучшим капитаном Министерства морского флота. С 1960-го по 1985 гг. — капитан теплохода «Вацлав Боровский». В совершенстве знал район плавания и специфику работы пассажирских судов в условиях Заполярья, безаварийно и качественно обеспечивал перевозку пассажиров. Награжден нагрудным знаком «За безаварийную работу в течение 30 лет». Награжден орденом «Знак Почета» (1963), медалями. В 1975 награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. Проживает в г. Мурманске. 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz