Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ первым в мире грузо-пассажирским судном, посетившем Антарктиду. И впос­ ледствии еще не раз «Кооперация» выполняла аналогичные рейсы, доставляя грузы и участников нескольких экспедиций. Два сезона в этих рейсах участво­ вал известный эстонский писатель Юхан Смуул, написавший в плавании свою «Ледовую книгу», которая, получив Ленинскую премию, была переведена на 33 языка, став своеобразным литературным памятником теплоходу. Но опять же: годы есть годы. В 1968-м 40-летнюю «Кооперацию» передали Черноморскому пароходству, где она еще 10 лет обслуживала ближневосточ­ ную линию, а потом еще 10 лет простояла в Усть-Дунайске в качестве плавуче­ го офиса. А окончила «Кооперация» свой долгий путь на судоразделочной вер­ фи египетского Порт-Саида. Вернемся, однако, в Мурманское пароходство. Не будет преувеличением сказать, что его пассажирский флот, несмотря на строгие условия здешнего климата, работал ритмично и надежно. В первую очередь благодаря безупреч­ ному профессионализму моряков, которые с честью выходили из любых ситу­ аций, порою экстремальных. Об одном таком случае, вовсе не одиноком, вспо­ минает ветеран пароходства Леонид Степанович Селивёрстов, которому дове­ лось ходить и на «Сестрорецке» в начале 60-х в должности второго штурмана. «Помню один, особенно тяжелый зимний рейс “Сестрорецка”. Пришли и встали на якорь на рейде Западный Кильдин, не очень рассчитывая на возмож­ ность высадки пассажиров, особенно женщин и детей. Волна довольно хлест­ кая, операция по высадке рискованная. Вдруг видим: местная дора —открытое деревянное судно с небольшим мотором —отвалила от берегового пирса и бой­ ко побежала к судну. Командовал “посудиной” начальник портопункта Быков. Как и положено, “Сестрорецк” стоял на предельной глубине. Вот дора, ку­ выркаясь в волнах, подобралась к борту. Быков, изловчившись, выскочил на трап, быстро прошел на мостик переговорить с капитаном. Затем спустился вниз и предложил пассажирам готовиться к посадке в дору, которую изрядно мота­ ло около трапа. Ситуация была более чем серьёзная. Волна то высоко подбра­ сывала суденышко вверх, то обрушивала куда-то вниз. Палубная команда была у трапа, старший и второй штурмана тут же “на товсь”. На нижней площадке трапа дежурили матросы Пётр Брыкайло и Иван Пенюгалов —отважные кре­ пыши с железной хваткой. В катере находились Быков и два мичмана, тоже крепкие ребята-сверхсрочники. И у всех участников этой рискованной опера­ ции твердое убеждение —сделаем! Военные моряки спустились в дору благополучно, женщины и дети крича­ ли и боялись спускаться, с диким ужасом глядя на эту утлую лодку под трапом. Но мужчины-моряки с блеском провели операцию: без особых церемоний, с рук на руки передавали дам почти в бессознательном состоянии и, улучив мо­ мент, “сдавали”военным морякам в доре. Когда же одного из малышей лет пяти— шести Пётр Брыкайло, весело крикнув: “Принимай защитника!”, почти пере­ кинул в крепкие объятия мичмана на доре, его мама судорожно ахнула и... по­ теряла сознание. Ее плавно “сплавили” на катер. В тот же миг на судне сбросили концы. Быков —“штормовых дел мастер”—как его звали моряки, по-молодец­ ки “отскочил” на своей доре от нашего борта и бойко побежал с попутной вол­ 303

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz