Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Теплоход «Кооперация». Фото из фондов музея истории ММП Годом позже на борту «Кооперации» из США в СССР был доставлен самолет АНТ-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва —Портленд через Северный полюс. Начало Второй мировой войны застало «Кооперацию» в норвежском пор­ ту Берген, откуда ее направили в Мурманск. Вскоре судно было переоборудо­ вано в плавбазу для подводных лодок. Под названием «Ветер» ее поставили в Оленью губу, где за время войны случались у плавбазы и «раны» на корпусе, и пожары, и затопления. Надо сказать, ей еще повезло. Из шести судов этого типа в Великой Отечественной уцелели только три. Сразу после войны теплоход вернули в Балтийское морское пароходство, но в 1954 году, после модернизации в Висмаре, «Кооперация» вновь вошла в состав Мурманского пароходства. Теперь она могла взять на борт лишь 172 пассажира, но стала значительно комфортабельнее. Принимал судно капитан Анатолий Янцелевич, впоследствии известный путешественник, мастер парус­ ного спорта. Под его командованием «Кооперация» открыла первую в истории Севера арктическую пассажирскую линию Архангельск—Тикси—Певек. В 1956 году теплоход «Кооперация» под командованием того же А. Янцеле- вича вместе с дизель-электроходами «Обь» и «Лена» вышла из Калининграда к берегам шестого континента со Второй антарктической экспедицией, став 302

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz