Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Теплоход «Кооперация». Фото из фондов музея истории ММП Годом позже на борту «Кооперации» из США в СССР был доставлен самолет АНТ-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва —Портленд через Северный полюс. Начало Второй мировой войны застало «Кооперацию» в норвежском пор ту Берген, откуда ее направили в Мурманск. Вскоре судно было переоборудо вано в плавбазу для подводных лодок. Под названием «Ветер» ее поставили в Оленью губу, где за время войны случались у плавбазы и «раны» на корпусе, и пожары, и затопления. Надо сказать, ей еще повезло. Из шести судов этого типа в Великой Отечественной уцелели только три. Сразу после войны теплоход вернули в Балтийское морское пароходство, но в 1954 году, после модернизации в Висмаре, «Кооперация» вновь вошла в состав Мурманского пароходства. Теперь она могла взять на борт лишь 172 пассажира, но стала значительно комфортабельнее. Принимал судно капитан Анатолий Янцелевич, впоследствии известный путешественник, мастер парус ного спорта. Под его командованием «Кооперация» открыла первую в истории Севера арктическую пассажирскую линию Архангельск—Тикси—Певек. В 1956 году теплоход «Кооперация» под командованием того же А. Янцеле- вича вместе с дизель-электроходами «Обь» и «Лена» вышла из Калининграда к берегам шестого континента со Второй антарктической экспедицией, став 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz