Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

В. П. Семёнов. Мурманское морское пароходство: 1939— 2009 гг. Пароход «Вологда». Фото из фондов музея истории ММП тых рейдов. Особенно тяжело это было сделать в зимнее время при штормовой погоде и плохой видимости. Радиолокатором наводили грузовые плашкоуты и баржи для подхода к борту судна, а после грузовых операций судоводители по радару вели баржу с помощью УКВ-станции до берегового причала или закры­ той бухты. В 1952 году «Вологду» переоборудовали в Висмаре (ГДР), и после этого па­ роход продолжал работать до 1975 года. Штатным его капитаном долгие 20 лет был Павел Алексеевич Котомкин, которого на период отпусков подменял его дуб­ лер —Серафим Иванович Меныпенин. Оба прекрасно знали всё побережье Коль­ ского полуострова, могли заходить в становища с закрытыми глазами. Жители побережья всегда с нетерпением ждали «Вологду»: ведь с ней прибывала по­ чта, доставлялись зарплата, продукты и всё прочее, необходимое для жизни. В 1975-м пароход передали военным, и через шесть лет он пошел на слом, но память о нем жила еще очень долго. Экипаж «Вологды» ежегодно, вплоть до 2003 года, собирался, чтобы вспомнить о своих морских буднях и помянуть любимый пароход. А известному мурманскому краеведу Михаилу Орешете досталась рында —судовой колокол «Вологды». Орешета подарил его музею ММП, где колокол экспонируется и сегодня. Нельзя обойти вниманием и широко известную «Кооперацию» —рефри­ жераторное грузо-пассажирское судно, построенное на Северной верфи Ленин­ града в 1928 году. Теплоходы этой серии (всего их было построено шесть) были двухпалубными со средней надстройкой, полуютом и полубаком. Корпус имел усиленное крепление носовой части, руля и винта на случай плавания во льдах. Водоизмещение 5670 тонн, пассажировместимость 300 человек, хотя на протя­ 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz