Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.
Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ 1922 году из Петрограда отправили в изгнание 17 российских ученых и мысли телей, неугодных большевистскому правительству. После перелома во Второй мировой войне в пользу антигитлеровской коа лиции «Пруссию» переименовали в «Поларис», и под этим именем пароход стал трофеем Советского Союза, получив своё окончательное название —«Сестро- рецк». Он находился в хорошем техническом состоянии и уже в мае 1945 года вошел в состав Балтийского торгового флота, совершал коммерческие рейсы между Ленинградом и портами Западной Европы. Но первый рейс под флагом Страны Советов «Сестрорецк» совершил в Швецию, которая по категориче скому требованию И. В. Сталина выдала ему наших граждан (в основном, при балтов), отказавшихся возвращаться в СССР. В отличие от 1922 года государ ственным наказанием для многих наших соотечественников в 1945-м стало не выдворение из страны, а водворение в ГУЛАГ. В 1952-м «Сестрорецк» был передан в Мурманское пароходство, где работал на линиях побережья, а летом ходил от Мурманска до Архангельска и обратно. Многие известные капитаны возглавляли экипажи этого судна: Максим Галкин, Михаил Каск, Александр Боголепов, Бронислав Майнагашев и другие. В середине 50-х судно прошло основательную модернизацию и преврати лось в теплоход. Пассажировместимость уменьшилась до 138 спальных мест, но улучшилась комфортность для пассажиров и экипажа. Дальность плавания составляла теперь 1800 миль без получения снабжения, что позволило органи зовать рейсы до Диксона. 26 июля 1956 года была открыта регулярная пассажирская линия Архан гельск—Диксон для зимовщиков-островитян, жителей Заполярья и исследо вателей Арктики. Рейс занимал 17 суток. В первом таком рейсе на борту тепло хода была группа Всесоюзной экспедиции юных полярников —школьники из Москвы и Украины. Ходил «Сестрорецк» и на Шпицберген, доставлял туда шахтеров «Аркти- кугля». Для небольшого пассажирского судна это были нелегкие рейсы, посколь ку часто сопровождались жестокими штормами. Свою работу в составе Мурманского пароходства закончил «по уважитель ным причинам». Северному флоту понадобилась плавказарма для подводни ков. Немолодому «Сестрорецку» уже трудновато было ходить по штормовым морям, но как плавучая гостиница он был еще достаточно комфортабельным судном. Так решилась его дальнейшая судьба. По-своему знаменит и пароход «Вологда», построенный в 1930 году в Гер мании по заказу Советского Союза. 158 пассажиров могли разместиться в его каютах, еще 60 —в салоне на палубе. Кроме того, судно могло перевозить в двух своих трюмах более 150 тонн грузов. Сначала «Вологда» вошла в состав СМП, а в 1947-м ее приписали к Мурманскому пароходству. Тот год для нашей страны, одолевающей военную разруху, выдался еще и неурожайным. Чтобы помочь населению продовольствием, на Кольском полу острове было создано много рыболовецких тоней и становищ, которые не име ли иного сообщения с Мурманском, как только морем. «Вологда» обходила все эти пункты. Посадка пассажиров и погрузка производились в условиях откры- 299
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz