Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть V. В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ 1922 году из Петрограда отправили в изгнание 17 российских ученых и мысли­ телей, неугодных большевистскому правительству. После перелома во Второй мировой войне в пользу антигитлеровской коа­ лиции «Пруссию» переименовали в «Поларис», и под этим именем пароход стал трофеем Советского Союза, получив своё окончательное название —«Сестро- рецк». Он находился в хорошем техническом состоянии и уже в мае 1945 года вошел в состав Балтийского торгового флота, совершал коммерческие рейсы между Ленинградом и портами Западной Европы. Но первый рейс под флагом Страны Советов «Сестрорецк» совершил в Швецию, которая по категориче­ скому требованию И. В. Сталина выдала ему наших граждан (в основном, при­ балтов), отказавшихся возвращаться в СССР. В отличие от 1922 года государ­ ственным наказанием для многих наших соотечественников в 1945-м стало не выдворение из страны, а водворение в ГУЛАГ. В 1952-м «Сестрорецк» был передан в Мурманское пароходство, где работал на линиях побережья, а летом ходил от Мурманска до Архангельска и обратно. Многие известные капитаны возглавляли экипажи этого судна: Максим Галкин, Михаил Каск, Александр Боголепов, Бронислав Майнагашев и другие. В середине 50-х судно прошло основательную модернизацию и преврати­ лось в теплоход. Пассажировместимость уменьшилась до 138 спальных мест, но улучшилась комфортность для пассажиров и экипажа. Дальность плавания составляла теперь 1800 миль без получения снабжения, что позволило органи­ зовать рейсы до Диксона. 26 июля 1956 года была открыта регулярная пассажирская линия Архан­ гельск—Диксон для зимовщиков-островитян, жителей Заполярья и исследо­ вателей Арктики. Рейс занимал 17 суток. В первом таком рейсе на борту тепло­ хода была группа Всесоюзной экспедиции юных полярников —школьники из Москвы и Украины. Ходил «Сестрорецк» и на Шпицберген, доставлял туда шахтеров «Аркти- кугля». Для небольшого пассажирского судна это были нелегкие рейсы, посколь­ ку часто сопровождались жестокими штормами. Свою работу в составе Мурманского пароходства закончил «по уважитель­ ным причинам». Северному флоту понадобилась плавказарма для подводни­ ков. Немолодому «Сестрорецку» уже трудновато было ходить по штормовым морям, но как плавучая гостиница он был еще достаточно комфортабельным судном. Так решилась его дальнейшая судьба. По-своему знаменит и пароход «Вологда», построенный в 1930 году в Гер­ мании по заказу Советского Союза. 158 пассажиров могли разместиться в его каютах, еще 60 —в салоне на палубе. Кроме того, судно могло перевозить в двух своих трюмах более 150 тонн грузов. Сначала «Вологда» вошла в состав СМП, а в 1947-м ее приписали к Мурманскому пароходству. Тот год для нашей страны, одолевающей военную разруху, выдался еще и неурожайным. Чтобы помочь населению продовольствием, на Кольском полу­ острове было создано много рыболовецких тоней и становищ, которые не име­ ли иного сообщения с Мурманском, как только морем. «Вологда» обходила все эти пункты. Посадка пассажиров и погрузка производились в условиях откры- 299

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz